
Фото: Brett Johnson/Unsplash
Одним душным летним днем 1898 года владелец Ликинской мануфактуры, купец-старообрядец, Алексей Васильевич Смирнов почувствовал себя нездоровым. Супруга его, Татьяна Яковлевна, вызвала местного доктора. Тот печально покачал головой — медицине причина болезни Смирнова была неизвестна. Долгое время Алексей Васильевич находился без сознания, лишь стонал и метался. В воскресенье православные жители окрестных деревень с почётом встречали чудотворную икону Богородицы из соседнего монастыря. Татьяна с досадой захлопнула окно: этот колокольный благовест лишь потревожит больного мужа! Но тот вдруг очнулся и спросил, почему звонят колокола? Жена ответила, что православные встречают икону Божьей Матери. «Пригласи к нам в дом и отслужи молебен», — сказал Алексей Васильевич и объяснил: «Во сне видел явившуюся ко мне Богородицу, сказавшую: „Иду в ваше село, прими меня в доме, отслужи молебен, и ты выздоровеешь“».
Ошеломленная Татьяна Яковлевна исполнила просьбу на удивление всего села, знавшего неприязненное отношение Смирновых к православию. Вскоре Алексей Васильевич поправился. После этого чудесного исцеления он перешел в православие и начал помогать всем, кому была необходима его поддержка. Близкие приняли его решение в штыки: жена ничего слышать о православии не хотела. Члены его семьи и служащие часто спорили со Смирновым о вере. Он всё это переносил терпеливо и через свое терпение достиг того, что всё семейство, трое приказчиков и даже многие посторонние, перешли в православие.
Его отец, Василий Смирнов, происходивший из семьи старообрядцев-безпоповцев, трудовую деятельность начал как простой мастеровой. К середине XIX века имел уже собственное ткацкое предприятие. Алексей Васильевич, продолжал дело отца, усовершенствуя производство. Жена оказалась ему хорошей помощницей; про нее говорили, что она знанием ткацкого дела не уступала своему мужу и во время отсутствия Алексея Васильевича вела фабрику с таким же успехом. В 1900 году у Смирновых было уже крупное предприятие, включавшее в себя бумагопрядильную, ткацкую и красильно-отделочную фабрики. На смирновских предприятиях работало 2400 человек.
Около 1905 года Смирнов выделяет средства для строительства рабочих казарм с водопроводом, канализацией, электрическим освещением и телефоном, а также бань и больниц. Благодаря ему появилась каменная двухэтажная школа в селе Гора, церковно-приходская школа на 350 учеников в деревне Ликино, школы и больницы по всей округе. Все построенные школы Алексей Васильевич содержал на свой счёт и снабжал учебными пособиями. В бедных сёлах помогал строить храмы: во Владимирской губернии и Богородском уезде Московской губернии на средства Смирнова было построено 9 православных церквей.
Алексей Васильевич Смирнов, имея большое состояние, жил скромно, расходуя на себя очень мало. Вся его благотворительность делалась по заповеди Христа: «Пусть одна рука не знает, что делает другая»; безо всякого стремления получить за неё благодарность. И Алексей Васильевич, и его супруга Татьяна Яковлевна, отличались отзывчивым сердцем; пользовались большим уважением у служащих и рабочих предприятия, оставив о себе добрую память.
Сергей Милорадович. «Оборона Троице-Сергиевой Лавры»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, ты открываешь мне новые горизонты! В Пензенской картинной галерее я впервые.
— А я бывал здесь однажды, правда, очень давно. Так что, полагаю, нас обоих ждёт немало интересного.
— Кое-что любопытное я, кажется, уже вижу! Вон та большая картина. Она напоминает мне... Впрочем, может быть, я ошибаюсь, или зрение подводит. Давай подойдём поближе.
— Это полотно художника Сергея Дмитриевича Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры». Оно посвящено событиям так называемого Смутного времени. В 1608-м году самозванец Лжедмитрий Второй с польско-литовским войском пытался прорваться в Москву. Но на его пути встала великая православная святыня. И дала врагу мощный отпор. Картина очень известная, недаром ты даже издалека её узнала.
— Да, Андрюша. Но меня вот что удивляет. Ведь эта работа Милорадовича находится в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Я совершенно точно её там видела!
— И я видел её там не раз. Попробуем разобраться! Полотно в Русском музее датируется 1894-м годом. А это... Сейчас посмотрим... 1892-м! По логике получается, что художник просто написал две одинаковых картины в разный период времени.
— Это, кажется, называется «авторский повтор»?
— Да. В общем-то, весьма распространённая у живописцев практика. Некоторые художники создавали чуть ли не десятки авторских повторов одной и той же картины, отличить которые друг от друга практически невозможно.
— А зачем они так делали?
— По разным причинам. Чаще всего — по просьбам заказчиков. Причём, авторские повторы не считались копиями, и ценились так же высоко, как и оригинал.
— Судя по датам, картина из Пензенской галереи была написана первой. Интересно, а есть ли отличия между ней, и той, что выставлена в Русском музее?
— Как и в случае с любым хорошим авторским повтором, найти их сходу довольно сложно. Те же фигуры, те же краски, та же цветовая тональность. Но если хорошо знать детали...
— А ты, Андрюша, я уверена, их знаешь!
— Спасибо тебе, Аллочка, за такую высокую оценку моих скромных познаний... Я не всё, конечно, могу вспомнить. Но, вот, например, в проёме монастырской стены, где находятся отважные защитники Лавры, виднеются купола Успенского собора. На варианте из Русского музея над ними парят птицы...
— А здесь птиц нет! Просто небо. Пасмурное, в свинцовых облаках.
— Если говорить в общем — немного различаются положения фигур, выражение лиц, мелкие детали. Но знаешь, Аллочка, что я тебе скажу? Все эти нюансы, безусловно, любопытны. Только ведь суть — не в них. А в духе картины, в том, что́ вложил в неё художник. Это осталось неизменным.
— Да, стоит только вспомнить, какие события изобразил на своём полотне Сергей Милорадович... В России — смута, фактически безвластие. Царский престол переходит из рук в руки — к самозванцам и чужеземцам...
— Но народ объединился против супостатов! На героическую оборону Троице-Сергиевой Лавры в 1608 году встали посадские крестьяне, стрельцы и лаврские монахи. Плечом к плечу они отражали атаки многотысячного войска интервентов. И выстояли!
— Оборона Троице-Сергиевой Лавры стала примером мужества и духовной твердости, который воодушевил русских людей объединяться в противостоянии иноземным агрессорам. Что и говорить, замечательную тему для картины выбрал Сергей Милорадович!
— Сергей Дмитриевич любил исторические и религиозные сюжеты, и часто прибегал к ним в своём творчестве. Кстати, он родился в семье священнослужителя, учился в Московской Духовной семинарии, потом некоторое время в ней же преподавал иконопись и рисование. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на собственные впечатления, но и тщательно изучал источники, консультировался со специалистами.
— И это видно! Такое внимание и уважение к мельчайшим деталям, потрясающая динамика... Хочется внимательно рассматривать каждый мазок кисти, каждый штрих.
— И вспоминать непростые, но славные, героические страницы нашей истории!
Картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры» можно увидеть в Пензенской художественной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
Николай Иванов. «Портрет Евгении, игумении женского Казанского монастыря»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей Борисович! Вот так встреча!
— Леонид Сергеевич, здравствуйте! Вот уж правда — в Москве подолгу не видимся, а в Рязани сразу встретились!
— И, конечно, в художественном музее. Ну, где же ещё?!
— Здесь прекрасное собрание живописи! Я в Рязань по делам приехал, осталось свободное время — и просто не мог сюда не зайти...
— А я только что из монастыря Казанской иконы Божьей Матери. Давно уж собирался там побывать! После Литургии попал на экскурсию. Рассказывали про игумению Евгению, которая построила главный монастырский храм и вообще очень многое сделала для обители. Экскурсовод сказал, что здесь, в музее, хранится её единственный прижизненный портрет. Очень захотелось увидеть его своими глазами.
— Да, действительно! Портрет игумении Евгении написал рязанский художник Николай Иванов в 1861-м году. Полотно как раз в этом зале, в углу. Давайте к нему подойдём.
— Так вот какая она была, игумения Евгения! Необыкновенный, умиротворённый взгляд! Лицо проницательное, просветлённое. И, кажется, совсем ещё молодое...
— Так и есть. На портрете матушке чуть за тридцать. А когда она ушла в монастырь, ей и вовсе было не больше 25 лет. В миру игумению звали Евдокией, она происходила из древнего дворянского рода Таптыковых. Её семья была очень богата. Но знатному имени и роскошной жизни Евдокия предпочла монашеский подвиг.
— Экскурсовод рассказывал, что ещё до принятия игуменского сана, будучи простой монахиней, матушка Евгения благотворила Казанскому монастырю. Организовала богадельню для престарелых насельниц, монастырскую больницу с аптекой, училище для девочек-сирот.
— А когда в 1863-м Евгения стала настоятельницей обители, она начала строительство нового Казанского храма вместо старого, обветшавшего.
— Удивительно, сколько сделала для монастыря эта маленькая, хрупкая монахиня! Хотя, пожалуй, хрупкость эта только внешняя... Чувствуется внутренняя мощь, сила духа. Художник неуловимо сумел её передать.
— И, обратите внимание, Леонид Сергеевич, какими потрясающими красками! Несмотря на то, что портрет выполнен практически в монохроме, в тёмных оттенках, под кистью художника переливаются шёлковые чёрные монашеские одежды, мягко поблёскивают жемчужные чётки и золотой игуменский крест. А лицо игумении словно излучает внутреннее сияние.
— Да, видна рука большого мастера! Но, насколько я знаю, Николай Степанович Иванов известным художником не был?
— Иванов никогда и не гнался за славой. Он почти всю жизнь провёл в Рязани, служил в гимназии учителем рисования, а писал в свободное от работы время. Но при этом создавал настоящие шедевры. Такие, как вот этот портрет игумении Евгении, настоятельницы рязанского монастыря Казанской иконы Божьей Матери.
— Андрей Борисович, простите великодушно, но я тут заметил небольшую несостыковку... Вы говорили, что портрет написан в 1861-м. Но ведь, по вашим же словам, игуменией Евгения стала только в 1863-м!
— Вы очень внимательны, Леонид Сергеевич! Однако ошибки здесь нет. Взгляните ещё раз на холст. Видите — подпись художника: «Н. С. Ивановъ 1861».
— Вижу! Но всё равно не понимаю, как это возможно...
— Сейчас объясню! Дело в том, что у портрета есть свой секрет. Иванов написал картину ещё до того, как матушка Евгения стала настоятельницей монастыря. А в 1863-м, когда архиепископ Рязанский и Зарайский Смарагд возвёл Евгению в сан игуменьи, живописец дополнил полотно — вложил в руку матушки игуменский посох и выписал на монашеском одеянии наперсный крест.
— То есть тогда, наверное, правильнее было бы датировать этот портрет 1861-1863-м годами?
— Пожалуй, да, так будет точнее. Но главное, что сегодня мы можем видеть этот шедевр провинциального мастера. А ведь долгое время он лежал в музейных запасниках и не выставлялся!
— Знаете, Андрей Борисович, такое чувство, будто я только что с игуменией Евгенией лично познакомился!
— А ведь, в сущности, так оно и есть! Мне тоже было очень приятно ещё раз взглянуть на это полотно художника Николая Иванова. Тем более, в вашей компании, Леонид Сергеевич. Кстати, может быть, в Москву вместе вернёмся? Я на машине.
— Благодарю вас, Андрей Борисович, с радостью!
— И в дороге обязательно продолжим наш разговор об искусстве!
Картину художника Николая Иванова «Портрет Евгении, игумении женского Казанского монастыря» можно увидеть в Рязанском художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Батюков. «Туношна»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, ты когда-нибудь бывал в Туношне?
— И не раз! Чудесное, тихое, уютное село совсем рядом с Ярославлем. Ты туда собираешься?
— Да вот, знакомые позвали на рыбалку в выходные. Но пока размышляю, ехать или нет. Далековато...
— Что тебе сказать, Виктор... Я, как ты знаешь, совсем не рыбак. Но в Туношну с радостью бы съездил.
— Раз ты так говоришь, значит, там точно есть что-то особенное!
— Есть! В Туношне родился и жил замечательный художник Исаак Батюков. Там до сих пор стоит дом, в котором он появился на свет. Родное село стало для живописца главным источником вдохновения. Виды Туношны Батюков запечатлел на большинстве своих полотен.
— Исаак Батюков... Андрей, прости моё невежество, но я об этом художнике слышу впервые!
— Да, к сожалению, сегодня это имя почти забыто. А ведь Батюков был одним из значимых мастеров живописи конца 19-го — начала 20-го века. Он писал жанровые сцены, портреты и потрясающие пейзажи.
— А где можно увидеть его картины?
— Довольно обширная коллекция картин Исаака Батюкова представлена в экспозиции Ярославского художественного музея. И у меня, кстати, есть неплохая репродукция одной из них.
— Давай скорее посмотрим!
— Подожди минутку, сейчас я найду.
— Жду с нетерпением!
— Вот она. Это пейзаж. Родное село художника. Батюков написал его в 1910-м году, и назвал просто: «Туношна».
— Так вот какая она, Туношна. Идиллический, зелёный уголок! Уютные домики на горизонте. А на поросшем ивами берегу тихой извилистой речушки стоит величественный белоснежный храм с серебряными куполами.
— Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 80-х годах 18-го века.
— А до наших дней она сохранилась?
— Да, храм и сегодня украшает село. К сожалению, он довольно сильно пострадал в богоборческие советские годы. Церковь удалось спасти и восстановить, однако не полностью. Теперь она однокупольная, а когда-то — видишь? — была пятиглавой. Полностью утрачена и великолепная шатровая колокольня.
— Получается, художник не только написал замечательную картину, но и увековечил святыню!
— Да, благодаря Исааку Батюкову мы сегодня можем увидеть его малую родину такой, какой она была больше века назад.
— Андрей, вот ты говорил, что на многих полотнах Батюкова так или иначе можно увидеть Туношну. А почему? Он разве не выезжал за её пределы? Живописцу ведь необходимы новые впечатления!
— О, думаю, что впечатлений у художника хватало! Он подолгу жил в Москве, Петербурге, бывал в Париже. Но всем сердцем любил родной уголок, и однажды навсегда туда возвратился. Все свои произведения после 1916-го года Батюков писал именно в Туношне.
— Даже одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, как любил художник свою малую родину; простую, неброскую красоту русской глубинки.
— И эта любовь к родной земле передаётся через полотно зрителю.
— Решено! Еду в Туношну. Вы с художником меня убедили. Постою на берегу, который нарисовал Батюков. Увижу дом, где он родился. Зайду в храм.
— А как же рыбалка?
— Я всё успею! Планирую ещё и в Ярославский художественный музей заглянуть — посмотреть на картину в подлиннике.
— Ну что же, если не рыбу, то впечатления и воспоминания из поездки в Туношну ты точно привезёшь!
Картину художника Исаака Батюкова «Туношна» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России