Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











