На картине Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» изображено важное событие в истории России: Михаил Кутузов и десять военачальников решают, сражаться ли с французами или оставить Москву без боя. Решение отступать даётся непросто…

— Ванечка, здравствуй, дорогой! Извини, задержалась — пробки в Москве.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Ничего страшного, я пока к докладу по истории России готовился.
— А на какую тему?
— О военном совете в Филях в сентябре 1812 года, во время войны с Наполеоном.
— Тогда, Ваня, наше сегодняшнее занятие по истории изобразительного искусства я предлагаю посвятить картине Алексея Кившенко, которая так и называется — «Военный совет в Филях в 1812 году». Художник посвятил этому историческому событию два полотна. Первое, написанное в 1880 году, хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. А второе, созданное двумя годами позже, можно увидеть здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем, я тебе его покажу.
— Это очень интересная тема! Спасибо большое!
— Вот, смотри, как Алексей Кившенко представил один из драматических моментов летописи России. Михаил Кутузов и десять военачальников решают, вступить с французами в сражение под Москвой или оставить город без боя. Мы видим офицеров в простой крестьянской горнице, большинство из них сидит за длинным столом под иконами. Образа на стене — главное украшение этого дома.
— Святые словно тоже участвуют в военном совете.
— Так и есть. Участники совета наверняка помолились, прежде чем сесть за стол. Решалось будущее Отчизны.
— И предстояло принимать решение.
— Это было непросто. Русские войска после Бородинской битвы с большими потерями отошли к Москве. Части расположились к западу от столицы и готовились к бою. Полководец Михаил Барклай-де-Толли, несмотря на сильную лихорадку, проинспектировал предположительное место сражения. Он проанализировал локацию, счел её губительной для нашей армии и доложил Кутузову, что войска должны отступить.
— А покажите мне, пожалуйста, Барклая-де-Толли на картине Кившенко.
— Вот он — в самом углу под иконами, бледный и уставший от болезни.
— А другие военачальники возражали Барклаю-де-Толли?
— Главным его оппонентом был Леонтий Беннигсен. На картине этот генерал изображён со спины, лицо его повернуто в профиль. И даже в таком ракурсе видно, что полководец настроен решительно.
— Беннигсен призывал сразиться?
— Да, он предлагал встретить неприятеля на подступах к Москве и атаковать, утверждал, что отступление обесценивает кровопролитие в Бородинской битве. Генерал Беннигсен говорил: сдать Москву — значит, погубить город и подорвать боевой дух солдат. И в этом его поддерживали большинство участников военного совета в Филях. На картине Кившенко мы видим, как защищает стратегию наступления генерал-майор Алексей Ермолов. Он приподнялся со своего места и горячо убеждает фельдмаршала Михаила Кутузова.
— Но Кутузов всё-таки решил отступать.
— Да. Он счёл неправильным направить армию, обессиленную после Бородина, в очередное кровопролитие. Видишь, на картине «Совет в Филях» главнокомандующий решительным жестом останавливает порыв Алексея Ермолова. Ещё секунда, и прозвучит фраза: «Властью, данной мне государем, я приказываю отступать».
— Наверное, непросто эта фраза далась Кутузову.
— Конечно! Шутка ли — отдать древнюю столицу врагу. Патриот и бесстрашный воин, Кутузов плакал, приняв такое решение. Но осознавал его неизбежность. Сейчас стратегию знаменитого полководца называют успешной, а в 1812 году это было далеко не очевидно. Многие современники порицали фельдмаршала. Но он взял на себя ответственность — и выиграл войну!
— Как хорошо, что я пришёл сегодня в Третьяковскую галерею. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы показали мне картину Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году». Она не только помогла мне разобраться в событиях, повлиявших на исход войны с Наполеоном, но и понять стремления и сомнения смелых и мудрых защитников Отечества.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица