Бывает, что люди, прожившие в браке не один десяток лет, относятся друг к другу, как в первые дни знакомства, когда любовь их только зарождалась. Именно так было в семье Алексея и Елизаветы Олениных.
Алексей Николаевич слыл образованнейшим человеком своего времени, блестящим офицером, которого ждёт стремительная карьера в армии. В 1789-ом году 25-летний Оленин посватался к Лизе Полторацкой — дочери директора Придворной Капеллы. Молодые люди долго проверяли свои чувства на прочность и обвенчались только через два года. Оленины мечтали о большой семье, и эта мечта сбылась — трое сыновей и две дочери росли в красивом доме, которые супруги построили под Петербургом. В честь рождения каждого ребёнка они сажали в парке дубок.
Название летней резиденции Олениных — Приютино — Елизавета Марковна придумала сама и оно себя полностью оправдывало. Дом был всегда полон гостей, здесь перебывал почти весь свет русской культуры того времени: Пушкин, Крылов, Глинка, Грибоедов, Жуковский, Брюллов...
Есть дача или мыза.
Приют для добрых душ.
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж...
Так писал поэт Батюшков. А другой друг семьи записывал, что ни в одном семействе «нельзя было встретить такого доброго согласия, такой взаимной нежности». И таких праздников, какие устраивались в дни рождения Елизаветы Марковны. Муж с друзьями сочиняли пьесы в её честь и разыгрывали их. В саду устраивалась ярмарка с раздачей подарков, гости танцевали, водили хороводы. Это были незабываемые семейные торжества.
После ухода с военной службы Алексей Николаевич занимал высокие посты: был президентом Академии Художеств, директором Публичной библиотеки. А Елизавета Марковна посвятила себя семье. «Образцом женских добродетелей, нежнейшей из матерей и примерной женой» называли Оленину.
Оленины привыкли быть всегда вместе. Когда им приходилось разлучаться, жили письмами. «Спасибо тебе, друг мой... за письмо твоё из Новгорода, видно, что Бог создал нас друг для друга, что мы за тысячьми вёрстами всегда чувства друг друга знаем. Приезжай поскорей, Алёшенька, ангел мой, розно жить нам нельзя, за что нам делать себя несчастливыми», — писала Елизавета Марковна мужу на одиннадцатом году брака.
Беды не обошли семью стороной. В Отечественную войну 1812-ого года погиб сын Олениных — 19-летний Николай. Он был убит в первый день Бородинский битвы. По семейному преданию, после смерти юноши высох дубок, посаженный в честь его рождения. На месте дерева, сражённые горем родители поставили памятный камень.
Родовое гнездо Олениных опустело к концу 30-х годов 19-ого века. Дети выросли и разъехались. Время брало своё, здоровье супругов с возрастом ухудшалось. Елизавета Марковна, предчувствуя скорую кончину, писала мужу: «Тяжело мне, единственный друг мой, огорчать тебя, посвятя всю жизнь мою, все мысли и желания мои на угождение твоё, но пришёл час, где, готовясь предстать перед Господом, решилась открыть тебе желания мои...». Оленина, до последнего вздоха заботясь о супруге, просила, чтобы после её ухода он продал Приютино, дабы его не тревожили воспоминания о 47 счастливых годах, проведённых здесь вместе с женой. Алексей Николаевич желание супруги, продиктованное исключительно любовью, выполнил. Не мог не выполнить. Недаром же в одном писем Олениной мужу были такие слова: «мы так хорошо друг друга разумеем».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.