26-ое августа 1812-ого стало днём, который разделил жизнь русской аристократки Маргариты Тучковой на две половины. Счастливая осталась в прошлом. В настоящем было непроходящее горе. И только неугасающая любовь к погибшему в Бородинской битве мужу Александру заставила Тучкову найти в себе силы, чтобы жить дальше.
Маргарита родилась в знатной семье Нарышкиных. Умная, образованная девушка была впечатлительной и пылкой – дома её звали «огоньком». В 16 лет барышню стали вывозить в свет. И очень скоро выдали замуж за Павла Ласунского. Брак продлился недолго, Павел оказался настоящим тираном. После того как он довёл супругу до нервной горячки, Нарышкины добились в Священном Синоде развода для дочери, и она вернулась под отчий кров.
Тогда и появился в их доме полковник Александр Тучков, о котором говорили: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии». На одном из вечеров Маргарита исполнила романс. Услышав её чудесный голос Тучков понял, что хочет слышать его всю жизнь и попросил руки Маргариты. Но получил отказ её родителей: они боялись ещё одного неудачного брака для дочери. Маргарита, успевшая полюбить Тучкова, опять слегла в горячке. А огорчённый Александр уехал за границу. И прислал оттуда своей возлюбленной стихи, которые заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!».
Они переписывались четыре года. В 1806-ом, когда Тучков второй раз попросил у Нарышкиных руки их дочери, родители дали согласие. В день венчания с новобрачной произошёл странный случай. Возле церкви к ней бросился юродивый и со словами: «Мать Мария, возьми посох!», протянул ей палку. Удивлённая Маргарита взяла её, привезла домой и сохранила.
Тучков, мечтающий поселиться с женой в тихом имении, подал прошение об отставке. Император ответил отказом – накануне войны с Наполеоном армия нуждалась в талантливых военных. Тогда Маргарита написала царю письмо, в котором просила разрешения сопровождать супруга в походах. И получив положительный ответ была счастлива – ей не придётся разлучаться с мужем.
В 1808-ом году началась русско-шведская война. Маргарита отправилась на неё вместе с Александром. Изнеженная аристократка переходила ледяные реки, в морозы жила в палатке, ухаживала за ранеными. И не жаловалась на трудности – она находилась рядом с мужем и это было главным. А когда в 1811-ом году у супругов родился сын семейное счастье стало полным.
С началом Отечественной войны 1812 года Тучков отправил родных в тыл. Накануне отъезда Маргарита увидела сон, в котором её преследовала надпись «Участь твоя решится в Бородине». Сон сбылся спустя два месяца. Картечь настигла генерала Тучкова на Бородинском поле, когда он, раненый, повёл за собой в атаку солдат. Маргарита приехала на место битвы в надежде отыскать тело мужа и похоронить его. Поле представляло собой ужасную картину – это была могила 70-ти тысяч воинов. Найти в ней Александра Маргарита не смогла. И решила построить на Бородинском поле храм, увековечив память о муже.
В 1820 году церковь Спаса Нерукотворного освятили. В ней спустя шесть лет Тучкова похоронила своего сына и из Бородино больше не уезжала. Жила в церковной сторожке, помогала бедным. Узнав об этом митрополит Филарет предложил Маргарите организовать при храме монастырскую общину. В 1836-ом Тучкова приняла постриг и через два года стала настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря – матерью Марией. Тогда-то и вспомнила она слова юродивого, которые он сказал ей в день венчания.
Матушка пережила супруга на сорок лет. В своей келье она хранила всего два предмета из мирской жизни – портреты сына и мужа: двух мужчин, верность которым она хранила до последнего часа. А Спасо-Бородинский монастырь - символ любви и самоотверженности - существует до сих пор.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер