
Фото: Y S/Unsplash
В 1902-ом году возле Алупки, на берегу Чёрного моря, в окружении гор, среди реликтовых деревьев и душистых трав открылась здравница - первый в Европе детский противотуберкулёзный санаторий. Он получил имя своего основателя - русского врача Александра Боброва.
Профессор московского университета, знаменитый хирург приехал в Крым, как он сам думал, умирать от туберкулёза. Но целебный воздух всего через год поставил Боброва на ноги. Профессор купил участок земли, построил дом и основал «Общество санатория для детей в Алупке». «Санаторий имеет целью дать возможность неимущим и малоимущим родителям за малую плату и даже бесплатно лечить своих детей, поражённых туберкулёзом. Сделать слабого, хворого человека здоровым гражданином своего Отечества - что может быть благороднее!» - писал Бобров.
Когда Александр Алексеевич только приступал к воплощению в жизнь своего замысла, никакой материальной базы у него не было. И доктор объявил благотворительный сбор, распространив обращение к соотечественникам: «В России тысячи больных детей, нуждающихся в южном солнце и хорошем уходе. Необходимы средства для создания детской здравницы, чтобы спасти многих и многих детей от верной безвременной смерти. Отзовитесь все, у кого доброе сердце и лишний рубль».
Вначале пожертвования поступали лишь от самого Боброва, его близких, друзей и коллег. Но слухи о создании столь нужного в России лечебного учреждения, быстро распространились по стране. Александр Бобров был к тому времени весьма авторитетным врачом. Одно его имя служило залогом того, что любое начинание доктора увенчается успехом. Так что здравницу, благодаря Александру Алексеевичу, строили всем миром.
Благотворительные взносы стали поступать от именитых медиков. Два графа – Воронцов и Милютин передали Боброву под будущий санаторий 10 гектаров земли. Она сдавалась доктору в аренду на 99 лет за 90 копеек в год. Графы к тому же организовали благотворительные концерты, на которых выступали самые знаменитые русские артисты. Все сборы до последней копейки шли в пользу санатория. Солидную сумму под строительство выделил меценат Савва Мамонтов. Свои гонорары за книги присылали известные писатели – Толстой, Горький, Мережковский. Архитекторы Краснов и Шаповалов бесплатно спроектировали корпуса. Пришли деньги и от императора Николая Второго. Вообще, каждый член царской семьи взял на себя обязательство оплачивать лечение двух маленьких пациентов санатория. Бобров добился опеки над здравницей «Императорского человеколюбого общества», которое возглавляла Великая княгиня Ксения Александровна. На его средства в санатории возвели домовую церковь.
Первыми пациентами клиники стали 16 ребят с наиболее тяжёлой формой туберкулёза – спинальной. Бобров все свои силы и талант медика вложил в выздоровление больных малышей. У доктора не было детей, и Александр Алексеевич с супругой сутками не покидали санаторий, ухаживая за подопечными. По сути, клиника стала их домом, ведь свой личный дом Бобров подарил Алупке – в нём сразу открыли детский сад.
Увы, долго руководить здравницей Александру Алексеевичу не пришлось. Через два года он скончался. Вся Алупка пришла проводить любимого доктора в последний путь. На могиле один из друзей Боброва прочёл стихи:
Там к могиле твоей, вместе с пеньем волны
Долетит нежный лепет страдальцев-детей,
Тех, что ты приютил, тех, которых согрел
Ты и солнца лучами и лаской своей.
Замечательного доктора-подвижника Александра Боброва не стало в далёком 1904-ом году, но созданный им санаторий в народе и тогда и по сей день ласково называют «Бобровкой».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема