
Выражение «ад кромешный» нам хорошо известно из литературы. В своих произведениях его использовали, например, Мамин-Сибиряк, Горький, Достоевский.
Употребляя выражение «ад кромешный» они стремились так обозначить мучительно тяжелую жизнь или невыносимые взаимоотношения между кем-либо.
Например, Мамин-Сибиряк в рассказе «Наследник» писал:
«В пичугинской семье воцарился кромешный ад. Иван Семёнович дошёл до того, что начал искать защиты против жены у того же Мокроносова... Жизнь проходила в каком-то похмелье».
Есть и второе значение выражения. «Ад кромешный» ещё означает невыносимый шум, суматоху и хаос.
Откуда пошло это выражение и что означает давайте выясним вместе.
Согласно Библейской энциклопедии, слово греческое слово «ад», и еврейское — «шеол», означает — «место, лишённое света».
В Священном Писании понятие ада встречается в Книге Бытие, у пророков, и у евангелистов в Новом Завете.
Например, Давид в Псалтири адом называет место, удалённое от Бога и возможности общения с Ним.
Цитата:
«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление».
В Книге Иова ад описывается как место пребывания умерших, откуда нет возврата. Цитата:
«Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма».
А вот пророк Исайя так описывает участь для вавилонского царя:
«Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем».
Евреи во времена пророка Исаии, очевидно, представляли себе шеол, находящимся под землёй.
Евангелист Лука, в известной притче о богатом человеке и нищем Лазаре, ад описывает так (цитата):
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
Здесь «адом» называется общее местопребывание душ отошедших людей до воскресения. И разделяется на рай для благочестивых и на геенну для нечестивых. Бедный Лазарь утешается в раю, а богач страдает.
В выражении «ад кромешный» слово «кромешный» усиливает эту характеристику ада, как отрицательного понятия.
«Кромешный» с церковнославянского — внешний, находящийся за краем, границей чего-либо. Большой толковый словарь русского языка характеризует его как непроглядный и беспросветный.
Этот смысл хорошо отражается в выражениях «тьма кромешная», «мрак кромешный», «кромешное неведение».
В нашем понимании «ад кромешный» означает, как мы уже отметили, мучительно тяжелую жизнь или невыносимые отношения с кем-либо, суматоху.
Кроме того, на основе этого оборота возникло производное — «ад кромешный на душе». Так говорят, когда кому-то мучительно тяжело.