Выражение «ад кромешный» нам хорошо известно из литературы. В своих произведениях его использовали, например, Мамин-Сибиряк, Горький, Достоевский.
Употребляя выражение «ад кромешный» они стремились так обозначить мучительно тяжелую жизнь или невыносимые взаимоотношения между кем-либо.
Например, Мамин-Сибиряк в рассказе «Наследник» писал:
«В пичугинской семье воцарился кромешный ад. Иван Семёнович дошёл до того, что начал искать защиты против жены у того же Мокроносова... Жизнь проходила в каком-то похмелье».
Есть и второе значение выражения. «Ад кромешный» ещё означает невыносимый шум, суматоху и хаос.
Откуда пошло это выражение и что означает давайте выясним вместе.
Согласно Библейской энциклопедии, слово греческое слово «ад», и еврейское — «шеол», означает — «место, лишённое света».
В Священном Писании понятие ада встречается в Книге Бытие, у пророков, и у евангелистов в Новом Завете.
Например, Давид в Псалтири адом называет место, удалённое от Бога и возможности общения с Ним.
Цитата:
«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление».
В Книге Иова ад описывается как место пребывания умерших, откуда нет возврата. Цитата:
«Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма».
А вот пророк Исайя так описывает участь для вавилонского царя:
«Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем».
Евреи во времена пророка Исаии, очевидно, представляли себе шеол, находящимся под землёй.
Евангелист Лука, в известной притче о богатом человеке и нищем Лазаре, ад описывает так (цитата):
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
Здесь «адом» называется общее местопребывание душ отошедших людей до воскресения. И разделяется на рай для благочестивых и на геенну для нечестивых. Бедный Лазарь утешается в раю, а богач страдает.
В выражении «ад кромешный» слово «кромешный» усиливает эту характеристику ада, как отрицательного понятия.
«Кромешный» с церковнославянского — внешний, находящийся за краем, границей чего-либо. Большой толковый словарь русского языка характеризует его как непроглядный и беспросветный.
Этот смысл хорошо отражается в выражениях «тьма кромешная», «мрак кромешный», «кромешное неведение».
В нашем понимании «ад кромешный» означает, как мы уже отметили, мучительно тяжелую жизнь или невыносимые отношения с кем-либо, суматоху.
Кроме того, на основе этого оборота возникло производное — «ад кромешный на душе». Так говорят, когда кому-то мучительно тяжело.
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?