Есть советский фильм про пионерский лагерь. По сюжету, накануне родительского дня одного мальчика исключили из отряда за непослушание, но, испугавшись реакции бабушки, он не поехал домой, а перешел на нелегальное положение и тайно остался в лагере, а друзья помогали ему в этом. Так вот. Там был один мальчик, не похожий на остальных — высокий, худощавый и к тому же робкий. Его не брали в компанию ребят, не принимали в игру, поэтому ему оставалось только подкрадываться и все время спрашивать: «А что это вы тут делаете?» Появлялся он всегда в самый неподходящий момент. Друзья тут же прекращали свое занятие и делали вид, что ничего не происходит.
Этот эпизод напомнил мне ситуацию из реальной жизни. Когда ребенок чем-то занят в своей комнате, он сосредоточен на чем-то, а мама или папа входят в его комнату с вопросом «что делаешь, чем занимаешься?». Замечали, дети тут же отвлекаются от своего занятия и начинают думать — и правда, что это я тут делаю? И потом редко возвращаются к прежнему делу.
Дети, особенно дошкольники, мыслят иначе, чем мы, взрослые. Они реже, чем родители, задаются вопросом о практической пользе — они просто играют. И если слишком часто приходить с вопросом «чем занимаешься», игра в сознании маленького человека обесценивается. Тем печальнее звучит родительская фраза «чем занимаешься? Лучше бы ... навел порядок в своей комнате или полил цветы». А в ответ ступор, легкое раздражение, а иногда и открытый протест. Зависит от возраста ребенка и градуса ваших отношений.
«Ну вот! Опяяяять!» — говорит моя дочь и закатывает глаза, когда я прошу ее отвлечься от игры и сделать что-то на мой взгляд «нужное и полезное». И это уже в пять лет! Но один раз я изменила тактику: тихонько постучалась и вошла в комнату. Дочь обернулась. Она увлеченно собирала конструктор и удивилась, когда я просто села на кровать и стала молча за ней наблюдать. Еще некоторое время ребенок пыхтел за столом, отвернувшись от меня, а потом не выдержал и позвал: «Мама, смотри! Вот это миска с косточкой, а это девочка. Сейчас с прогулки придет собака и хозяйка будет ее кормить. Только я сначала закончу строить домик. Как здорово, что ты пришла!»
Признаюсь, просто сидеть и наблюдать стоило мне немалых усилий над собой. В голове по-прежнему гудело — помыть посуду, приготовить ужин. Но не упрекать дочь в безделии, не раздражаться на беспорядок в детской, а побыть рядом, разделить игру и интересы ребенка для меня в тот момент было важнее.
Пусть и в вашей жизни почаще случается такой выбор.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.