Был я тут в гостях у моего близкого друга, и, кстати сказать, — кума (крёстного старшего сына). В какой-то момент мы отвлеклись от разговора: друг позвал в свою комнату.
Ещё с порога я рассмотрел на стене, неподалёку от красного угла — фотографию, которой не видел раньше: пожилое женское лицо, по-старинному завязанный у подбородка платок, ясные, добрые глаза. Кум перехватил мой взгляд и пояснил: «Это моя тётя Аня». Я переспросил: «та самая?» «Да, она».
...Издавна знаю, что был в судьбе моего друга — особо почитаемый человек, к которому всегда можно было прийти за советом в трудные минуты жизни: простая, деревенская женщина, молитвенница. Знаю, что и ныне, мой — далеко не молодой уже кум — изредка приезжает к ней на могилку, как он сам говорит, «за помощью». «Бывает не понимаю, как поступить, — поеду, постою, помолюсь о ней, и словно бы получаю ответ: делай так-то и так-то. Может, кому это покажется и самовнушением, только я верю, что она — рядом, не оставляет меня. И не я один так думаю, тётю Аню многие почитают».
Я вспоминаю о том разговоре, перелистывая чудесную книгу поэта и эссеиста Наталии Черных «Подвижницы. Святые женщины нашего времени». Вот она читает нам из своего предисловия к этому труду.
«Я старалась выбирать героинь рассказов так, чтобы показать общее в их житиях, и отличное. Чтобы виден был характер, но и проступали ли бы черты лика святой. И, наконец, чтобы сохранялось ощущение, что это — люди, которые жили когда-то рядом с нами...»
Художественно-публицистические очерки о женщинах-подвижницах Наталия Черных поначалу хотела назвать «Мироносицы двадцатого века», — и я жалею, что в процессе подготовки книги к печати, издательство не сохранило этого названия, отсылающего нас к евангельским событиям. Кстати, в предисловии к изданию, автор — с которой мы близки по поколению — вспоминает и о своём детстве в закрытом советском городке, — где рядом оказывались свои старицы-подвижницы.
Одна из таких старушек, семейная нянечка, читала ребёнку молитвы, а к другой — монахине, жившей недалеко от Сызрани — мама автора возила свою хворающую дочь-подростка... Воспоминаний у Наталии осталось не так уж и много, но без них — никуда, они благодарно поселились в ее душе — участливым, сердечным теплом.
Книга «Подвижницы. Святые женщины нашего времени» начинается с очерков о монахинях и мирянках, скончавшихся в первой половине двадцатого века, и продолжается рассказами о тех, кто дожил до конца столетия и начала нового века.
Священник Константин Кравцов пишет об этой книге, что при чтении возникает нечаянное чувство почти реальной встречи с каждой героиней повествования. И это действительно — так, ведь автор книги — ещё и профессиональный литератор, тонко чувствующий, как устроено вещество художественного письма, с его вниманием к самым обычным деталям живой жизни, пусть и ушедшей в предание.
«Стараюсь уйти от дежурных слов, лучше сосредоточиться и, с Божией помощью, увидеть моменты жизни земных ангелов. Перед тем, как начать рассказ, мысленно, порой и вслух, обращалась к той, о ком собиралась написать. И тогда как бы само собою приходило: валенки, варежки, пироги...»
И конечно, я испытываю особое чувство, вглядываясь в даты кончины некоторых героинь этой книги — 2000-й, 2003-й 2004-й годы...
Какое счастье, что такие женщины-подвижницы, такие проводники христианства были в нашем давнем и недавнем прошлом. Были — и у кого-то из нас.
Надежда — что есть они и сейчас, что где-то рядом с нами они продолжают, — как пишет Наталия Черных, — сохранять, растить и кормить нашу Церковь.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия