Наиболее известным и почитаемым храмом для христиан всех конфессий является храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он расположен на месте, где произошли самые важные события в жизни Господа Иисуса Христа — Его крестная смерть и славное воскресение из мертвых. Таким образом, под крышей храма объединены Голгофа и пещера Воскресения.
Храм Гроба Господня в течение своей истории перестраивался несколько раз. Сегодня почти невозможно определить, как выглядел первоначальный храм. Инициаторами его строительства стали святые император Константин Великий и его мать императрица Елена. Они же обнаружили крест, на котором Христос был распят, а также камень, на котором лежало до Воскресения его бездыханное тело. Сегодня над этим камнем внутри храма располагается Кувуклия, часовня — сердце храма Гроба Господня.
Первоначальный Храм Гроба Господня был разрушен персами в восьмом веке. За его восстановление взялись крестоносцы, которые на недолгое время отвоевали храм у мусульман. Впоследствии храм еще достраивался и нынешний вид приобрел в только в восемнадцатом веке.
Начиная с 12 века земля, на которой стоит храм, и ключи от него принадлежат одной знатной мусульманской семье Юдех. Это произошло из-за того, что разные христианские Церкви вступили в спор о праве владения храмом. В итоге, султаном было принято решение разделить имущество храма на шесть частей — по числу Церквей, а землей распорядиться так, как уже было сказано.
В результате раздела имущества Кувуклия досталась Иерусалимской Православной Церкви. Также право на присутствие в храме получили католики, армяне, копты, сирийцы и эфиопы. Разделу подверглось не только внутреннее убранство храма, но и... его крыша. На ней поселились коптские монахи. Копты, христиане Египта, потомки древних египтян. Копты прямо на крыше построили два десятка маленьких келий, а также создали храм в честь святой императрицы Елены. Так появился монастырь на крыше храма Гроба Господня, который не меняется внешне еще со временем крестоносцев, то есть с 12 века.
В шестидесятые годы двадцатого века у коптов возник конфликт с эфиопами. Те решили занять принадлежавшие коптам помещения монастыря. Что и сделали. На праздник Крещения они в отсутствие коптов, которые уехали на Иордан, заняли их кельи и храм. Израильское правительство встало на сторону эфиопов, поскольку шла арабо-израильская война, а копты, как представители Египта, казались еврейскому государству враждебными.
С тех пор монастырь на крыше Храма Гроба Господня принадлежит эфиопам, которые упорно не пускают туда коптов. Эфиопы не только контролируют крышу храма, но и охраняют доступ к древнему подземному озеру, расположенному прямо под храмом. Данное озеро, а скорее каменный резервуар, было создано для сбора воды, еще во времена святой Елены. Коптская и Эфиопская церкви не состоят в общении с Православием еще с пятого века. Однако их затянувшийся конфликт сильно беспокоит Иерусалимскую Православную Церковь, которая отвечает в целом за мирное сосуществование разных христиан внутри Храма Гроба Господня.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема