Наиболее известным и почитаемым храмом для христиан всех конфессий является храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он расположен на месте, где произошли самые важные события в жизни Господа Иисуса Христа — Его крестная смерть и славное воскресение из мертвых. Таким образом, под крышей храма объединены Голгофа и пещера Воскресения.
Храм Гроба Господня в течение своей истории перестраивался несколько раз. Сегодня почти невозможно определить, как выглядел первоначальный храм. Инициаторами его строительства стали святые император Константин Великий и его мать императрица Елена. Они же обнаружили крест, на котором Христос был распят, а также камень, на котором лежало до Воскресения его бездыханное тело. Сегодня над этим камнем внутри храма располагается Кувуклия, часовня — сердце храма Гроба Господня.
Первоначальный Храм Гроба Господня был разрушен персами в восьмом веке. За его восстановление взялись крестоносцы, которые на недолгое время отвоевали храм у мусульман. Впоследствии храм еще достраивался и нынешний вид приобрел в только в восемнадцатом веке.
Начиная с 12 века земля, на которой стоит храм, и ключи от него принадлежат одной знатной мусульманской семье Юдех. Это произошло из-за того, что разные христианские Церкви вступили в спор о праве владения храмом. В итоге, султаном было принято решение разделить имущество храма на шесть частей — по числу Церквей, а землей распорядиться так, как уже было сказано.
В результате раздела имущества Кувуклия досталась Иерусалимской Православной Церкви. Также право на присутствие в храме получили католики, армяне, копты, сирийцы и эфиопы. Разделу подверглось не только внутреннее убранство храма, но и... его крыша. На ней поселились коптские монахи. Копты, христиане Египта, потомки древних египтян. Копты прямо на крыше построили два десятка маленьких келий, а также создали храм в честь святой императрицы Елены. Так появился монастырь на крыше храма Гроба Господня, который не меняется внешне еще со временем крестоносцев, то есть с 12 века.
В шестидесятые годы двадцатого века у коптов возник конфликт с эфиопами. Те решили занять принадлежавшие коптам помещения монастыря. Что и сделали. На праздник Крещения они в отсутствие коптов, которые уехали на Иордан, заняли их кельи и храм. Израильское правительство встало на сторону эфиопов, поскольку шла арабо-израильская война, а копты, как представители Египта, казались еврейскому государству враждебными.
С тех пор монастырь на крыше Храма Гроба Господня принадлежит эфиопам, которые упорно не пускают туда коптов. Эфиопы не только контролируют крышу храма, но и охраняют доступ к древнему подземному озеру, расположенному прямо под храмом. Данное озеро, а скорее каменный резервуар, было создано для сбора воды, еще во времена святой Елены. Коптская и Эфиопская церкви не состоят в общении с Православием еще с пятого века. Однако их затянувшийся конфликт сильно беспокоит Иерусалимскую Православную Церковь, которая отвечает в целом за мирное сосуществование разных христиан внутри Храма Гроба Господня.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.