Наиболее известным и почитаемым храмом для христиан всех конфессий является храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он расположен на месте, где произошли самые важные события в жизни Господа Иисуса Христа — Его крестная смерть и славное воскресение из мертвых. Таким образом, под крышей храма объединены Голгофа и пещера Воскресения.
Храм Гроба Господня в течение своей истории перестраивался несколько раз. Сегодня почти невозможно определить, как выглядел первоначальный храм. Инициаторами его строительства стали святые император Константин Великий и его мать императрица Елена. Они же обнаружили крест, на котором Христос был распят, а также камень, на котором лежало до Воскресения его бездыханное тело. Сегодня над этим камнем внутри храма располагается Кувуклия, часовня — сердце храма Гроба Господня.
Первоначальный Храм Гроба Господня был разрушен персами в восьмом веке. За его восстановление взялись крестоносцы, которые на недолгое время отвоевали храм у мусульман. Впоследствии храм еще достраивался и нынешний вид приобрел в только в восемнадцатом веке.
Начиная с 12 века земля, на которой стоит храм, и ключи от него принадлежат одной знатной мусульманской семье Юдех. Это произошло из-за того, что разные христианские Церкви вступили в спор о праве владения храмом. В итоге, султаном было принято решение разделить имущество храма на шесть частей — по числу Церквей, а землей распорядиться так, как уже было сказано.
В результате раздела имущества Кувуклия досталась Иерусалимской Православной Церкви. Также право на присутствие в храме получили католики, армяне, копты, сирийцы и эфиопы. Разделу подверглось не только внутреннее убранство храма, но и... его крыша. На ней поселились коптские монахи. Копты, христиане Египта, потомки древних египтян. Копты прямо на крыше построили два десятка маленьких келий, а также создали храм в честь святой императрицы Елены. Так появился монастырь на крыше храма Гроба Господня, который не меняется внешне еще со временем крестоносцев, то есть с 12 века.
В шестидесятые годы двадцатого века у коптов возник конфликт с эфиопами. Те решили занять принадлежавшие коптам помещения монастыря. Что и сделали. На праздник Крещения они в отсутствие коптов, которые уехали на Иордан, заняли их кельи и храм. Израильское правительство встало на сторону эфиопов, поскольку шла арабо-израильская война, а копты, как представители Египта, казались еврейскому государству враждебными.
С тех пор монастырь на крыше Храма Гроба Господня принадлежит эфиопам, которые упорно не пускают туда коптов. Эфиопы не только контролируют крышу храма, но и охраняют доступ к древнему подземному озеру, расположенному прямо под храмом. Данное озеро, а скорее каменный резервуар, было создано для сбора воды, еще во времена святой Елены. Коптская и Эфиопская церкви не состоят в общении с Православием еще с пятого века. Однако их затянувшийся конфликт сильно беспокоит Иерусалимскую Православную Церковь, которая отвечает в целом за мирное сосуществование разных христиан внутри Храма Гроба Господня.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 180 зач., V, 15-21

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно и не нами замечено, что рядом со святыми людьми находиться очень непросто. Дело, конечно же, не в том, что святые кого-то обличают или поучают неприятным для нас способом, нет, проблема здесь в другом: такие люди живут по иному закону, закону, для нас не всегда понятному, святые — это вызов для общества, и потому они зачастую подвергаются гонениям. Конечно, мечта Церкви состоит в том, чтобы все ее чада были святыми, ведь, как написал апостол Павел, тот, «кто во Христе, тот новая тварь», следовательно, тот, кто во Христе, живёт по-иному — новому — закону. Эти мысли святого апостола мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах. Они взяты из 5-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Крещёных людей много, но среди нас совсем немного тех, кто может сказать, что он исполняет слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Более того, далеко не все христиане слышали эти слова, и ещё меньшее число людей задумывались над мыслями святого апостола Павла. Задуматься же здесь есть над чем, ведь если мы продолжаем жить для себя, то можем ли мы называться христианами?
Впрочем, прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, нам стоит подумать о том, что же именно апостол Павел вкладывал в понятие жизни «для умершего за них и воскресшего». Здесь нам на помощь приходит святитель Тихон Задонский, который для разъяснения мысли апостола предложил использовать образ взаимоотношений раба и его хозяина: «Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идёт. Собирай на стол, — и собирает. Христос Господь наш повелевает нам: христианин, люби ближнего, как себя; будь милосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам». Иными словами, всё довольно просто: нужно делать не то, что хочется мне, а то, что требует Христос. Понять же Его требования несложно, достаточно держать в памяти Евангелие и быть знакомыми с апостольскими посланиями. В затруднительных же случаях стоит напрямую в молитве вопрошать Христа о Его воле.
Стоит признать, что так живут очень немногие люди. Если же человек решится последовать словам апостола Павла, и начнёт жить для Христа, то такой человек неизбежно столкнётся со сложностями, которые будут вызваны тем, что его ценности перестанут совпадать с ценностями окружающих его людей. Если для мира интересны деньги, благополучие и здоровье, то живущему ради Христа человеку интересны воля Божия, чистое сердце и Царство Небесное. Согласовать мирские стремления с духовными не представляется возможным, а потому подвижники всегда будут выглядеть странными, непонятными, непредсказуемыми и неудобными. Мир никогда не сможет ни их понять, ни ими управлять, а потому он будет их отторгать. Нам же, то есть тем людям, которые имеют стремление к жизни ради Христа, но ещё не вполне решились на такую жизнь, стоит помнить, что если нам какой-то христианин кажется непонятным и неприятным, то, возможно, мы имеет дело со святым, и нам не стоит спешить его осуждать, а вот попросить молитв о нас у него и нужно, и должно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к смерти в Ветхом Завете». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В преддверии дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о том, как человек стал смертным и как конечность земной жизни осмысляется в Ветхом Завете.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем Маше включиться в активную студенческую жизнь

18-летняя Мария Рубан много лет своим личным примером доказывает, что детский церебральный паралич — это не приговор. С малых лет, несмотря на двигательные нарушения, она стремилась быть активной и упорно старалась догнать сверстников в развитии. В этом ей помогали родные и специалисты. С их поддержкой Маша научилась сначала сидеть, а потом и ходить. Всего она прошла 30 курсов реабилитации в разных городах. И каждый из них приносил свои плоды: улучшалась речь, координация, уменьшался тонус мышц.
Недавно девушка успешно окончила школу и сейчас готовится к поступлению в университет, а в дальнейшем она планирует работать в сфере информационных технологий. Маша живёт в Симферополе, любит море и природу, много рисует и участвует в творческих конкурсах.
Однако некоторые действия по-прежнему даются девушке с трудом. Сейчас её во многом ограничивают неуверенная походка и неловкость в движениях. Чтобы Маша могла чувствовать себя более уверенно, полноценно учиться, общаться и включаться в разные студенческие события, ей необходимо продолжать реабилитацию. Только новый курс семья оплатить не в силах.
Фонд «Мои друзья» открыл сбор средств в поддержку Маши Рубан из Симферополя. И если вы хотите принять в нём участие и помочь девушке пройти реабилитацию, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов