Наверное, неспроста среди священнослужителей так много тех, кто успешно совмещает свое пастырское призвание с литературным. Ведь кому-кому, а уж священнику на отсутствие «материала» для творчества жаловаться точно не приходится. Священник всегда среди народа, всегда в гуще событий; к нему идут с радостью и с горем, делятся проблемами и просят совета. Поэтому неудивительно, что батюшки-писатели имеют явное пристрастие к реализму, или, другими словами, – непридуманным рассказам из жизни. Не стал исключением из этого правила и протоиерей Александр Авдюгин. Его книга «Приходские хроники» - красочный и на редкость точный «портрет с натуры» нашего не только постсоветского, но уже и «пост-постсоветского» общества. Оказывается, если взглянуть на него через непредвзятую «призму» православия, можно увидеть много интересного.
К примеру, что мы, такие суперсовременные, с ног до головы увешанные гаджетами всех мастей, оказывается, на самом деле… совсем недалеко ушли от человека из темного и смутного средневековья. Почему? А потому, что, несмотря на все увеличивающуюся мощность процессоров в компьютерах, в головах наших продолжают жить банальные суеверия. А уж в сознании далеких от церкви людей они, вообще, по непонятным причинам, переплетаются с их религиозными представлениями…
Любопытный случай в связи с этим описывает отец Александр в рассказе из «Приходских хроник», который называется «Колдуй баба, колдуй дед». Заявилась однажды к нему чуть свет соседка, которую он встретил сонный, в халате и тапочках, с недоумением на лице, ибо соседка набожностью, мягко говоря, не отличалась. Потребовала она от батюшки ни много ни мало, молитву «Матери Марии». Постепенно выяснилось, что она имеет в виду Богородицу. На вопрос, какую именно молитву Богородице ей нужно, ведь их много, соседка нетерпеливо махнула рукой и завила, что все равно какую, главное, побыстрее, потому что… платок она уже привязала. А в ответ на округлившиеся от изумления глаза священника недовольно пояснила, что потеряла ключи, а чтобы они нашлись, нужно непременно привязать к ножке стула платок и прочитать молитву. Да еще и попеняла батюшке – темный, мол, вы, попы народ, и чему вас только в семинариях учат…
Отец Александр, безусловно, поднимает в своей книге важные и острые проблемы. Но сам же предлагает и пути их решения. Один из них – в том, что священникам и людям, имеющим о церкви пока весьма отдаленное представление, надо просто, как говорится, чаще встречаться. Лучше – «вживую», но для начала можно и на страницах книги. Такой, например, как «Приходские хроники» протоиерея Александра Авдюгина.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема