
Священник Алексий Мечёв
30 марта 1859 года в Московском Алексеевском монастыре праздновали память Алексия, человека Божия. Престольное богослужение возглавлял святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Помолиться в храм, посвященный своему святому покровителю, в день именин приехал регент хора Чудова монастыря Алексей Мечёв. Вот только не мог он разделить общей радости богомольцев. С тревогой взглядывал Алексей Иванович на Распятие и непрестанно шептал свою, особую молитву.
Настроение регента не укрылось от взора владыки. «Что у тебя стряслось, Алексей?», — спросил митрополит с участием. «Жена умирает в родах!», — чуть не плача, ответил Мечёв. Святитель осенил себя крестным знамением: «Бог милостив. Помолимся вместе». А потом подал большую просфору со словами: «Все будет хорошо. Родится мальчик — назови его Алексеем!» Окрыленный надеждой, отправился Алексий Иванович домой. И едва он перешагнул порог, как услышал радостную весть о рождении сына. Так появился на свет будущий священник и праведник Алексей Алексеевич Мечёв.
Жили Мечёвы небогато, но дружно. В семье царила живая вера в Бога, любовь и доброе отношение к людям. Алёша рос отзывчивым милосердным мальчиком, не любил ссор и умел погасить любой конфликт доброй шуткой и словом утешения. Юношей он мечтал поступить в университет и выучиться на врача, но мать, видя дар сына к сосредоточенной сердечной молитве, настояла на его поступлении в семинарию.
Впоследствии, став священником, Алексей Алексеевич понял, что служение Богу — истинное его призвание. Став настоятелем в маленьком храме святителя Николая на улице Моросейке, он ежедневно служил литургию.
Алексей Мечёв был счастлив в браке. Супруга Анна любила его и сочувствовала во всем. В жене Алексей Алексеевич видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и на поприще священства. Но вот беда — она страдала тяжелым заболеванием сердца. Всего восемнадцать лет было отмеряно супругам Мечёвым идти по жизни рука об руку. За это время у них родилось пятеро детей. Совсем молодой покинула Анна Петровна этот мир, оставив мужа безутешным.
Чтобы помочь вдовцу пережить утрату, друзья пригласили к нему известного священника Иоанна Кронштадского. Алексей Мечёв грустно улыбнулся, встречая высокого гостя.
— Вы пришли разделить со мной мое горе?
— Не горе твоё я пришел разделить, а радость!
— Вы, верно, не знаете, что у меня стряслось?
— Знаю — тебя посетил Господь. А ты отвернулся от Него и празднуешь свои скорби. Думаешь, нет на свете горя больше твоего?
— Горя на свете много. Но как это облегчит мою боль?
— Вспомни, что ты священник, выйди навстречу людям, раздели их невзгоды — и тебе станет легче. Только отныне и начинается твоя жизнь!
Наставление кронштадтского пастыря Алексей Мечёв воспринял, как благословение. Благодать Святого Духа стала лучом, освятившим его дальнейший жизненный путь. Отец Алексий с любовью и состраданием встречал всех, кто искал его помощи. К нему шли люди, надломленные тяжёлыми обстоятельствами, озлобленные, погрязшие во грехах, забывшие о Боге — и обретали надежду и мир. Мудрый священник никого не порицал и не укорял, не затрагивал болезненного самолюбия, он в притчах приводил примеры заблуждений — и слушателя посещало раскаяние. Сердце батюшки было исполнено любовью, и всякому его посетителю казалось, что именно его отец Алексий больше всех пожалели утешил.
Настоятеля храма на Маросейке знала и любила вся Москва, и когда он почил, на похороны собрались все церковные общины столицы. Проводить доброго пастыря в последний путь пришел освобождённый накануне из большевистского заключения Патриарх Тихон. До самого кладбища звучали пасхальные песнопения. И горе, посетившее духовных чад отца Алексия, было растворено радостью о том, что у Бога все живы, и батюшка никогда не оставит своей молитвенной помощью всякого, кто в ней нуждается!
Все выпуски программы Жития святых
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер