Праотец Авраам получил от Бога призыв отправляться в странствие на поиски земли, текущей мёдом и молоком. Когда караваны Авраама достигли заветного Ханаана, там уже обитали несколько племен. Среди этих народов Священное писание называет аморреев – потомков одного из трех сыновей Ноя, имя которого Хам. Господь открыл Аврааму, что в будущем, когда исполнится мера грехов этого племени, потомки праотца вернутся из плена из далекой страны и овладеют землёй амореев.
Пророчество исполнилось вдниисхода израильтян из Египта. После многолетнего скитания по пустыне еврейский народ, возглавляемый пророком Моисеем, достиг Земли Обетованной. Но на подступах к Ханаану препятствием стояли пять могущественных государств, и одно из них – Аморрейское царство. Моисей попросил у Сигона, царя аморреев, разрешения пройти по его землям. Пророк пообещал, что израильтяне не будут уклоняться от центральной дороги, не тронут полей и виноградников, а если воспользуются водой из колодцев, то заплатят за неё. Надменный Сигон воспрепятствовал путникам – он не видел в малочисленном еврейском народе достойного соперника. И тогда иудеи, по благословению Бога, у стен города Яац вступили в схватку с аморреями – и вышли из нее победителями!
Ученые долгое время относились к этому библейскому рассказу, как к мифу, поскольку не располагали никакими доказательствами, что битва израильтян с аморреями произошла в действительности. Более того, под сомнение ставилось само существование аморрейского племени. Но только до 1934 года, когда французские археологи под руководством Андре Парро на раскопках холма Телль-Харири между Мосулом и Дамаском открыли развалины города-государства Мари.
Комментарий эксперта:
Первой находкой французских ученых была статуэтка бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописная надпись у основания скульптуры гласила: «Я Лами-Мари, царь государства Мари». В ходе дальнейших поисков под холмом Телль-Харири были обнаружены жилые дома, крепостные стены, великолепный царский дворец, состоящий из двухсот шестидесяти комнат. Но самую большую ценность для ученых представлял царский архивиз тридцати трех тысяч шестисот табличек с клинописными текстами. Из этих документов стало ясно, что население Мари составляли племена аморреев. Все артефакты Тель-Харири ученые датировали девятнадцатым столетием до Рождества Христова –приблизительно тем временем, когда праотец Авраам достиг Земли Обетованной. То есть, существование аморреев вполне укладывалось в события, описанные в Библии.
Архив царства Мари заставил ученых предположить, что аморреи, о которых говорится в Библии – это племя амурру, неоднократно упоминаемое в письмах египетского фараона Эхнатона. Архив Эхнатона был найден в конце девятнадцатого века в поселении Амарна в двухстах километрах от Каира и расшифрован британским египтологом Флиндерсом Петри. Из переписки фараона с правителями соседних государств следовало, что племя амурру, то есть аморреи, в четырнадцатом веке до Рождества Христова распространились в Месопотамии и Ханаане, захватив земли моавитян и аммонитян. В свете этого вполне логично выглядело библейское сообщение, что спустя сто лет после правления Эхнатона, то есть, в тринадцатом веке до Рождества Христова, Моисей и его народ встретили на подступах к Земле Обетованной укрепленный аморрейский город Яац.
Цепочка совпадений заставила историков обратить внимание на еще один артефакт, на первый взгляд, не имеющий отношения к противостоянию израильтян и аморреев, а именно – на Моавитский камень, найденный в девятнадцатом веке на территории Иордании.
Комментарий эксперта:
Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плита высотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр, с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Царь Израиля отстроил город Яац и жил в нем, пока воевал со мной». Также царь Меша упоминает в строках памятника воссозданный им город Ароер на берегу реки Арнон. Эти же топонимы употребляются и в рассказе книги Второзакония о победном шествии иудеев по земле аморреев: «От Ароера, который на берегу потока Арнона, до Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: всё предал Господь, Бог наш, в руки наши». То есть, события в обоих случаях разворачивались в одном и том же месте: в тринадцатом веке до Рождества Христова израильтяне по благословению Бога завладели землями аморреев, а спустя четыре столетия за эти же территории они сражались уже с моавитянами. Аморреи же после битвы с войском Моисея сошли с исторической арены, как это и было предсказано Богом Аврааму.
Битва с аммореями стала поворотной точкой не только в событиях Исхода евреев из египетского плена, но и истории Древнего Израиля в целом. Из покорных рабов иудеи выросли до воинства, способного постоять за свою веру и обрели землю, заповеданную Богом. И древние документы, обретаемые археологами в разных концах Ближнего Востока – словно телеграммы из прошлого, заверяющие в том, что рассказ Священного писания правдив и достоверен.
Щедр и милостив Господь. Сергей Кубасов
Жила когда-то рядом с нами интеллигентная семья. Порядочные образованные люди, хорошие соседи. Вот только сын у них был сложный. Много беспокойства доставлял отцу и матери. Тунеядствовал, пил, кутил, часто был без работы, а где брали, проявлял неуживчивость и непокорность. Сидел «на шее» у родителей. Конечно, измаялись родители с таким сыном, ведь уже за тридцать парню.
Продолжалось это несколько лет. И однажды случилось, что потянулись родители Георгия, так назовём парня, в храм. Сначала один — робко и понемногу, а потом и вместе стали ходить на службы. И всегда-то они рядом, всюду вместе. Посмотришь со стороны и радуешься за них. Если бы вот только не сын.
Как-то сидели мы с отцом Георгия вдвоём, и поведал он мне историю. Когда их сын был ещё маленьким, поехали они в отпуск. И, гуляя по городу, ради любопытства зашли в православный храм. На тот момент оба супруга были атеистами, считая веру пережитком прошлого. Да и время такое — безбожное было. А тут маленький Гоша, глядя на окружающих его людей, обратился к маме:
— Мама, можно я тоже креститься буду?
— Ты что!? Нет! Нет! Это стыдно — ответила мама. И всё в таком духе. И поторопилась вывести сына из храма.
С тех пор Гошу, как подменили. Вырос он не крещённым и полным атеистом. Причём, повзрослев, всегда требовал у верующих доказательства существования Бога. Обычно, будучи не трезв. Парень сам по себе был не плохой, а вот образ жизни выбрал пагубный.
Лишь много лет спустя, когда родители пришли к вере, неисповедимыми путями и Георгий стал меняться. Уверовал. И уже не пил так, как раньше. А тут ещё друг трагически погиб, будучи под сильным опьянением. Теперь Георгий уже Бога не отрицал. Стал читать и изучать Библию.
Вскоре встретил одинокую молодую женщину с ребёнком. Подружились, стали встречаться. А затем женился на ней и удочерил её малышку — девочку. Относился к приёмной дочери, как к родной. Прошло немного времени и родился у них мальчик. Имя ему нарекли — Роман.
Особенно радовались рождению первенца-внука дедушка с бабушкой.
Но находясь ещё в роддоме, Рома получил прививку от туберкулёза. Это был шведский штамм, как стало известно позднее, ещё не изученный и до конца не проверенный. И младенец заболел туберкулёзом — это было подтверждено анализами.
А его дедушка и бабушка, пока он находился в роддоме, постоянно посещали храм, молились о внуке и настаивали на его крещении. Родители младенца не сразу согласились. Но скоро оно все же состоялось.
Через две недели была очередная поездка в тубдиспансер. Каковы же были удивление и радость всех домашних, когда результаты обследования показали — младенец абсолютно здоров.
— Вот так нас Господь, верю, простил и помиловал за то, что сына тогда от Церкви оттолкнули. Ромочку, как покрестили, как внука Богу отдали, так Господь чудо нам и явил — завершил свой рассказ мой пожилой сосед.
Милостив Бог. Не наказывает он нас, а милует, терпит долго, пока мы пройдем все дороги и сами к Нему придем. Сложно это осознать. Но можно просто благодарить Господа и верить!
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
Дело во мне. Светлана Бакулина
Больше 10 лет своей жизни я посвятила работе в сфере рекламы и связей с общественностью. А несколько лет назад решила кардинально сменить профессию. Стала рассуждать: «Чтобы выбрать новое направление, надо понять, а что я собственно умею? Чему научилась за эти годы?».
Вдруг пришла мысль: «Я неплохо могу общаться с людьми. Друзья часто говорили, что в моих словах они находили утешение. Я умею поддержать, а ещё могу поговорить о вере. Стану я, пожалуй, психологом. Православным! Сейчас, как только выучусь на него, буду людям помогать и денежки зарабатывать и дело любимое делать».
Уже на следующей день я подала документы в один коммерческий институт. Выбрала, как мне показалось, достаточно модное и современное направление: гештальт-терапия.
Большинство моих однокурсников оказались людьми не верующими. На первом занятии мы поделились на пары и по очереди представляли, что один из нас клиент, а другой терапевт. Разбирали и обсуждали реальные ситуации из жизни.
Девочка рассказала мне свою историю про сложные взаимоотношения с мамой и близкими в целом. В её словах, как мне показалось, звучало очень много осуждения, бранных слов и раздражения. Тогда я разрешила себе прокомментировать её ситуацию с точки зрения заповедей и православного уклада жизни.
Но собеседница достаточно резко оборвала меня: «Слушай! Ну, не занудствуй! Я тебе говорю, что мои родные меня травмируют, а ты мне тут про церковь какую-то и исповедь. Мне это зачем?».
Я промолчала, а сама внутри уже чувствовала, как затаила обиду и раздражение. Так я столкнулась с первым сильным разочарованием. Меня не хотят слушать.
Моё иллюзорное представление о том, что быть психологом — значит просто поговорить с человеком, процитировать ему умные книжки и предложить покаяться, разбилось в одночасье. Оказалось, что ни о Боге, ни о покаянии слышать мои собеседники не хотят. А я в свою очередь не хочу слушать их и мучаюсь от того, что нет взаимопонимания.
Через год я ушла из этого учебного заведения. Но я всё ещё продолжала с раздражением вспоминать наши занятия.
Поехала поговорить об этом к священнику. поделиться своими переживаниями.
«Батюшка, что за люди? Они совсем не хотят жить по заповедям. И мои рассказы про Бога постоянно прерывают. Я не хочу с такими работать» — жаловалась я.
«Дело не в людях и не в их вере — ответил батюшка — Когда мы что-то говорим о Боге, а сами так не живём, почему кто-то должен нас понять и услышать? Лучшая проповедь — это проповедь своей Христианской жизнью. Так, чтобы не мы навязывали разговор о Господе, а люди сами захотели о Нём спросить» — подвёл итог священник.
С какими-то совершенно иными мыслями я вышла из храма. А ведь действительно, не в Боге было дело и не в людях. Дело было во мне и в моём к ним отношении. Наверное, больше всего меня задевал сам принцип, что они не слушают меня, что для них я не авторитет. И сама ожесточилась.
Христос говорил о любви, апостолы о долготерпении, а сколько трудов святых отцов посвящено теме милосердия. Вот эти три важных навыка я выделила в первую очередь для своего исправления. И с этого момента стала внимательнее относится к своей душе, а к людям снисходительнее. Такие вот маленькие шаги на пути к большому исправлению.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Коробка познания добра и зла. Петр Симченко
Мне нужно было срочно лететь на Афон! Твердо верил, что именно там я смогу разрешить свою сложную ситуацию.
И вот, билеты и визы на руках. Со мной вызвались ехать мои друзья. Кум — здоровяк Артём, человек взвешенный, добрый, волевой, но невероятно упрямый. И Виктор, папа 9-ти детей, тихий, повидавший немало. Он полностью полагался на волю Бога и своей любимой «мамочки Богородицы», как он Её трогательно называл. Его прямо-таки детская преданность Богу меня обескураживала, порой где-то забавляла.
Та поездка на Афон для меня была юбилейная, десятая. Мои спутники собирались в Удел Богородицы впервые. Первые несколько дней мы благодушно ходили по таинственному Афону, заходили в монастыри, молились, ночевали в кельях, питались за столом с братией. Настроение мое постепенно выравнивалось, на сердце становилось легче.
И как-то забылись важные наставления батюшки. Он говорил: «Будь осторожным, Афон дает быстрые ответы. Береги свои мысли, будь внимателен к себе». Но я, как обычно, был слеп к себе, но крайне внимателен и требователен к другим.
И вот, настал день, когда мы запланировали подъем на вершину святой горы. Утро началось так. Порт Дафни. Я закупил для нашей группы консервы, галеты, мед, сухофрукты, шоколад. С видом опытного «выживальщика» разделил все на 3 пакета и раздал своим друзьям. Смешно и грустно вспоминать, с каким важным видом бывалого я это сделал.
Вдруг раздался крик о помощи. Причалил катер, который должен был тут же уплывать. С него никак не мог сойти монах с грузом овощей. Унести все сразу ему было не под силу. Мы кинулись на помощь. Уже через минуту монах благодарно благословлял нас в путь. Чувство гордости меня держало до самого Скита Святой Анны, от которого начинался подъем на вершину Горы.
Часа через полтора мы решили сделать первый привал. Я находился в состоянии блаженства, вспоминая свои сегодняшние подвиги: запас еду, помог монаху, раздал инструкции по выживанию, конечно предупредил об опасностях, которые непременно будут подстерегать нас на каждом шагу.
Остановившись у Креста, мы начали готовиться к трапезе. Но вдруг лица моих друзей помрачнели. Случилось страшное. Когда мы в порту кинулись выручать монаха, друзья оставили свои пакеты с едой на парапете. Мгновенно пропала моя любовь к ближнему. Я стал пунцовым от злости и выдал пятиминутный монолог гнева. В порыве гнева я видел перед собой уже не двух верных друзей, а дуэт вредителей! Монолог остановил звонкий, весёлый голос Вити: «Ну что ты, брат так беспокоишься? Разве мамочка Богородица оставит нас голодными?».
Он это произнес с такой блаженной улыбкой, что я еще больше побагровел. Виноватый вид Артёма и блаженные глаза Вити лишь добавляли масла в огонь. Чтобы не наговорить лишнего, сжав зубы, я встал и пошел вперед, грубо скомандовав: «За мной!». Шел молча. Витя что-то радостно напевал, шутил с Артёмом и весьма громко радовался нашим «испытаниям». Я же был близок к отчаянию. Кто поднимался на Афон, знает, что это — задача не из легких, а без провианта — подвиг. Я устал, вспотел, хотел пить, выл от жары. Ведь даже в тени греческое солнце беспощадно.
Вдруг мы услышали Витино детское ликование: «Ну вот же! Я же говорил! Мамочка Богородица нас не оставит». Выглянув из-за широкой спины Артёма, я увидел на тропе коробку. Она была нераспечатанная и чистая. Начали размышлять, а не обронил ли ее кто по неосторожности? Но нет. Ее оставили специально. На Афоне случается, что иногда и монахи оставляют что-то съестное для уставших паломников.
Я стоял неподвижно, а Витя, громко и радостно, восхваляя Богородицу, стал открывать коробку, доставая из неё, холодные, вкуснейшие десерты из фруктов и желе. Наелись досыта, набрали еще с собой. Оставили половину. А тем, что взяли накормили еще много людей на святой Горе...
Весь путь домой я молчал. Много думал о христианской выдержке Артёма и совершенно детской вере Виктора, для которой нет преград и которой совсем нет у меня. «...блаженны верующие...», «...будьте как дети...» — сказано в Священном Писании. Я осознал эти слова по-новому. А наши забытые пакеты ... Я не знаю, куда они попали, но от чего-то у меня есть четкое убеждение, что наши скромные запасы тоже напитают каких-нибудь странствующих монахов или таких же, как мы нерадивых. Как же дивно все устраивает Господь!
Автор: Петр Симченко
Все выпуски программы Частное мнение