Праотец Авраам получил от Бога призыв отправляться в странствие на поиски земли, текущей мёдом и молоком. Когда караваны Авраама достигли заветного Ханаана, там уже обитали несколько племен. Среди этих народов Священное писание называет аморреев – потомков одного из трех сыновей Ноя, имя которого Хам. Господь открыл Аврааму, что в будущем, когда исполнится мера грехов этого племени, потомки праотца вернутся из плена из далекой страны и овладеют землёй амореев.
Пророчество исполнилось вдниисхода израильтян из Египта. После многолетнего скитания по пустыне еврейский народ, возглавляемый пророком Моисеем, достиг Земли Обетованной. Но на подступах к Ханаану препятствием стояли пять могущественных государств, и одно из них – Аморрейское царство. Моисей попросил у Сигона, царя аморреев, разрешения пройти по его землям. Пророк пообещал, что израильтяне не будут уклоняться от центральной дороги, не тронут полей и виноградников, а если воспользуются водой из колодцев, то заплатят за неё. Надменный Сигон воспрепятствовал путникам – он не видел в малочисленном еврейском народе достойного соперника. И тогда иудеи, по благословению Бога, у стен города Яац вступили в схватку с аморреями – и вышли из нее победителями!
Ученые долгое время относились к этому библейскому рассказу, как к мифу, поскольку не располагали никакими доказательствами, что битва израильтян с аморреями произошла в действительности. Более того, под сомнение ставилось само существование аморрейского племени. Но только до 1934 года, когда французские археологи под руководством Андре Парро на раскопках холма Телль-Харири между Мосулом и Дамаском открыли развалины города-государства Мари.
Комментарий эксперта:
Первой находкой французских ученых была статуэтка бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописная надпись у основания скульптуры гласила: «Я Лами-Мари, царь государства Мари». В ходе дальнейших поисков под холмом Телль-Харири были обнаружены жилые дома, крепостные стены, великолепный царский дворец, состоящий из двухсот шестидесяти комнат. Но самую большую ценность для ученых представлял царский архивиз тридцати трех тысяч шестисот табличек с клинописными текстами. Из этих документов стало ясно, что население Мари составляли племена аморреев. Все артефакты Тель-Харири ученые датировали девятнадцатым столетием до Рождества Христова –приблизительно тем временем, когда праотец Авраам достиг Земли Обетованной. То есть, существование аморреев вполне укладывалось в события, описанные в Библии.
Архив царства Мари заставил ученых предположить, что аморреи, о которых говорится в Библии – это племя амурру, неоднократно упоминаемое в письмах египетского фараона Эхнатона. Архив Эхнатона был найден в конце девятнадцатого века в поселении Амарна в двухстах километрах от Каира и расшифрован британским египтологом Флиндерсом Петри. Из переписки фараона с правителями соседних государств следовало, что племя амурру, то есть аморреи, в четырнадцатом веке до Рождества Христова распространились в Месопотамии и Ханаане, захватив земли моавитян и аммонитян. В свете этого вполне логично выглядело библейское сообщение, что спустя сто лет после правления Эхнатона, то есть, в тринадцатом веке до Рождества Христова, Моисей и его народ встретили на подступах к Земле Обетованной укрепленный аморрейский город Яац.
Цепочка совпадений заставила историков обратить внимание на еще один артефакт, на первый взгляд, не имеющий отношения к противостоянию израильтян и аморреев, а именно – на Моавитский камень, найденный в девятнадцатом веке на территории Иордании.
Комментарий эксперта:
Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плита высотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр, с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Царь Израиля отстроил город Яац и жил в нем, пока воевал со мной». Также царь Меша упоминает в строках памятника воссозданный им город Ароер на берегу реки Арнон. Эти же топонимы употребляются и в рассказе книги Второзакония о победном шествии иудеев по земле аморреев: «От Ароера, который на берегу потока Арнона, до Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: всё предал Господь, Бог наш, в руки наши». То есть, события в обоих случаях разворачивались в одном и том же месте: в тринадцатом веке до Рождества Христова израильтяне по благословению Бога завладели землями аморреев, а спустя четыре столетия за эти же территории они сражались уже с моавитянами. Аморреи же после битвы с войском Моисея сошли с исторической арены, как это и было предсказано Богом Аврааму.
Битва с аммореями стала поворотной точкой не только в событиях Исхода евреев из египетского плена, но и истории Древнего Израиля в целом. Из покорных рабов иудеи выросли до воинства, способного постоять за свою веру и обрели землю, заповеданную Богом. И древние документы, обретаемые археологами в разных концах Ближнего Востока – словно телеграммы из прошлого, заверяющие в том, что рассказ Священного писания правдив и достоверен.
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM