
Фото: David Grandmougin/Unsplash
Праотец Авраам получил от Бога призыв отправляться в странствие на поиски земли, текущей мёдом и молоком. Когда караваны Авраама достигли заветного Ханаана, там уже обитали несколько племен. Среди этих народов Священное писание называет аморреев – потомков одного из трех сыновей Ноя, имя которого Хам. Господь открыл Аврааму, что в будущем, когда исполнится мера грехов этого племени, потомки праотца вернутся из плена из далекой страны и овладеют землёй амореев.
Пророчество исполнилось вдниисхода израильтян из Египта. После многолетнего скитания по пустыне еврейский народ, возглавляемый пророком Моисеем, достиг Земли Обетованной. Но на подступах к Ханаану препятствием стояли пять могущественных государств, и одно из них – Аморрейское царство. Моисей попросил у Сигона, царя аморреев, разрешения пройти по его землям. Пророк пообещал, что израильтяне не будут уклоняться от центральной дороги, не тронут полей и виноградников, а если воспользуются водой из колодцев, то заплатят за неё. Надменный Сигон воспрепятствовал путникам – он не видел в малочисленном еврейском народе достойного соперника. И тогда иудеи, по благословению Бога, у стен города Яац вступили в схватку с аморреями – и вышли из нее победителями!
Ученые долгое время относились к этому библейскому рассказу, как к мифу, поскольку не располагали никакими доказательствами, что битва израильтян с аморреями произошла в действительности. Более того, под сомнение ставилось само существование аморрейского племени. Но только до 1934 года, когда французские археологи под руководством Андре Парро на раскопках холма Телль-Харири между Мосулом и Дамаском открыли развалины города-государства Мари.
Комментарий эксперта:
Первой находкой французских ученых была статуэтка бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописная надпись у основания скульптуры гласила: «Я Лами-Мари, царь государства Мари». В ходе дальнейших поисков под холмом Телль-Харири были обнаружены жилые дома, крепостные стены, великолепный царский дворец, состоящий из двухсот шестидесяти комнат. Но самую большую ценность для ученых представлял царский архивиз тридцати трех тысяч шестисот табличек с клинописными текстами. Из этих документов стало ясно, что население Мари составляли племена аморреев. Все артефакты Тель-Харири ученые датировали девятнадцатым столетием до Рождества Христова –приблизительно тем временем, когда праотец Авраам достиг Земли Обетованной. То есть, существование аморреев вполне укладывалось в события, описанные в Библии.
Архив царства Мари заставил ученых предположить, что аморреи, о которых говорится в Библии – это племя амурру, неоднократно упоминаемое в письмах египетского фараона Эхнатона. Архив Эхнатона был найден в конце девятнадцатого века в поселении Амарна в двухстах километрах от Каира и расшифрован британским египтологом Флиндерсом Петри. Из переписки фараона с правителями соседних государств следовало, что племя амурру, то есть аморреи, в четырнадцатом веке до Рождества Христова распространились в Месопотамии и Ханаане, захватив земли моавитян и аммонитян. В свете этого вполне логично выглядело библейское сообщение, что спустя сто лет после правления Эхнатона, то есть, в тринадцатом веке до Рождества Христова, Моисей и его народ встретили на подступах к Земле Обетованной укрепленный аморрейский город Яац.
Цепочка совпадений заставила историков обратить внимание на еще один артефакт, на первый взгляд, не имеющий отношения к противостоянию израильтян и аморреев, а именно – на Моавитский камень, найденный в девятнадцатом веке на территории Иордании.
Комментарий эксперта:
Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плита высотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр, с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Царь Израиля отстроил город Яац и жил в нем, пока воевал со мной». Также царь Меша упоминает в строках памятника воссозданный им город Ароер на берегу реки Арнон. Эти же топонимы употребляются и в рассказе книги Второзакония о победном шествии иудеев по земле аморреев: «От Ароера, который на берегу потока Арнона, до Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: всё предал Господь, Бог наш, в руки наши». То есть, события в обоих случаях разворачивались в одном и том же месте: в тринадцатом веке до Рождества Христова израильтяне по благословению Бога завладели землями аморреев, а спустя четыре столетия за эти же территории они сражались уже с моавитянами. Аморреи же после битвы с войском Моисея сошли с исторической арены, как это и было предсказано Богом Аврааму.
Битва с аммореями стала поворотной точкой не только в событиях Исхода евреев из египетского плена, но и истории Древнего Израиля в целом. Из покорных рабов иудеи выросли до воинства, способного постоять за свою веру и обрели землю, заповеданную Богом. И древние документы, обретаемые археологами в разных концах Ближнего Востока – словно телеграммы из прошлого, заверяющие в том, что рассказ Священного писания правдив и достоверен.
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







