Вариантов этого выражения существует несколько: «по простоте душевной», «по простоте сердечной», «по простоте души, сердца», «в простоте своей». Все они существует наравне друг с другом, имеют несколько значений, и неоднократно встречаются в Библии.
В Книге Бытие рассказывается о том, как Авраам пришёл со своей женой Саррой в Герар. И опасаясь, чтобы с ним не расправились из-за неё, выдал жену за сестру. Это был давний уговор Авраама и Сарры, которые и в действительности приходились друг другу братом и сестрой, только сводными. Царь герарский Авимелех, не зная о том, что Сарра замужняя, забрал её к себе в гарем. А ночью Бог явился Авимелеху во сне и пригрозил за этот поступок смертью. Царь, оправдываясь перед Богом говорит (цитата):
«Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих».
Взяв, как он полагал, незамужнюю Сарру к себе в гарем, Авимелех, по своим представлениям, ничего не нарушил, ибо для женщины считалось честью попасть в гарем к царю. И поэтому, как разъясняет толкование, ни с внутренней – «простота сердца», ни с внешней стороны – «чистота рук», он ничего не нарушил.
Во Второй Книге Царств рассказывается о восстании Авессалома против отца своего Давида. Собрав людей, он направляется в Хеврон.
«С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело».
Пророк Иезекииль в Ветхом Завете говорит о (цитата) «согрешающих умышленно и по простоте». То есть о тех, кто совершает грех по ошибке и заблуждению, и по наивности своей.
В обозначенных примерах простота понимается как отсутствие злого умысла и неведение. Однако, в ряде мест Священного Писания, под простотой понимается чистота и искренность помыслов, в противовес хитрости и лукавству. Приведём примеры.
Во Втором послании Святого Апостола Павла к Коринфянам говорится:
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас».
Здесь под простотой Апостол понимает откровенность и искренность, данные Богом.
Далее он предостерегает от уклонения от простоты, и говорит об этом так:
«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе».
И, наконец, в Послании к Ефесянам, апостол Павел так обращается к рабам-христианам:
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу».
Здесь апостол под простотой сердца разумеет полную искренность, с которой раб должен повиноваться своим господам, предоставленных ему Христом.
Сделать что-либо по простоте душевной или сердечной сегодня означает сделать это без злого умысла, по наивности или неведению, непредусмотрительно и недальновидно.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж, Московская область)
В Подмосковье, в 15-ти километрах от Сергиева Посада, есть небольшое древнее село Радонеж. Здесь прошло детство преподобного Сергия Радонежского. Именование своё преподобный и получил по названию места, где жил и подвизался. В эти подмосковные земли примерно в 1328 году он, будучи ещё отроком Варфоломеем, переехал вместе с семьёй из Ростовского княжества. В радонежских лесах началась его подвижническая жизнь. Здесь просиял в святости игумен земли Русской. И сегодня в селе Радонеж путников встречает памятник преподобному Сергию.
Преклонив голову в монашеском клобуке, погружённый в глубокую молитву, стоит он на фоне леса. А в центре трёхметровой каменной фигуры инока — барельеф, изображающий мальчика с образом Пресвятой Троицы в руках. Композиция отсылает нас к знаменитому эпизоду из жития преподобного Сергия, когда к ему, ещё мальчику, явился вдруг под дубом святой старец и предрёк славное будущее. О том, что именно этот сюжет лёг в основу идеи памятника преподобному Сергию в Радонеже, говорил и сам его автор, скульптор Вячеслав Клы́ков. Есть и другая история, связанная с монументом. Произошла она в недалёком прошлом.
Памятник святому Сергию был установлен... ещё во времена СССР Это событие стало свидетельством духовной силы, на которую способен русский народ по завету самого преподобного Сергия: «Единением и любовью спасёмся». Дело в том, что поначалу партийные, антицерковные власти воспрепятствовали появлению памятника святому. Во время первой попытки установить монумент, в 1987-м, милиция перекрыла дорогу на подъездах к Радонежу, перехватила автомобиль с памятником и конфисковала фигуру преподобного. Тысячи верующих, съехавшихся на церемонию установки, были объявлены участниками антисоветской акции. Но люди не испугались, не разошлись. С иконами и хоругвями они до темноты стояли под проливным дождём. И власти сдались: было получено официальное разрешение на установку памятника преподобному Сергию, которое и состоялось через год, в мае 1988-го.
Изменились времена, и сегодня в подмосковный Радонеж, к местам, где прошло отрочество преподобного Сергия, стекаются паломники со всех уголков России. Подолгу стоят они возле памятника святому — одновременно и строгому иноку, и благоговейному отроку с иконой Троицы в руках.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вязьма. Одигитриевская церковь (Смоленская область)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, в городе Вязьме на Смоленщине — настоящий белокаменный шедевр.
Церковь находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, начало которому положил ещё в 16-м столетии преподобный Герасим Болдинский, святой покровитель города Вязьмы. Одигитриевский храм —жемчужина обители. Чем же уникальна эта церковь середины 17-го века? Прежде всего, архитектурой. В России сохранились буквально несколько подобных памятников той же эпохи. Ведь именно на годы постройки храма, 1650-е, пришлись реформы Патриарха Никона, в числе которых был и запрет на строительство шатровых церквей — то есть, таких, у которых вместо купола были конусы, по форме напоминающие шатёр. Даже у старинных храмов шатровые навершия заменяли тогда купольными. А крышу Одигитриевской церкви венчают целых три шатровых конуса! Они буквально усыпаны декором, тонким и изящным. Да и сама крыша по всему периметру в несколько рядов покрыта так называемыми «кокошниками» — особыми полукруглыми декоративными элементами, которые и придают облику храма легкость и нарядность. А ещё при взгляде на Одигитриевскую церковь на ум приходит знаменитый собор Сагра́да Фами́лия в испанской Барсело́не, построенный архитектором Антонио Гауди. Внешне они, конечно, совсем разные, однако обладают схожей архитектурной динамикой — стремительной, и в то же время плавной, увлекающей ввысь. А ещё их объединяет обилие мельчайших декоративных деталей. Одигитриевская церковь издалека кажется резной. Необычный стиль, в котором она выстроена, называется «русское узорочье». Он был очень популярен в эпоху царя Алексея Михайловича. Радость охватывает душу, когда любуешься красотой храма.
А вот внутри Одигитриевский храм убран весьма аскетично. Белёные стены без росписей. Деревянный иконостас. Всё здесь сосредотачивает ум на молитве. На одной из стен — памятная табличка, гласящая, что храм восстановлен по сохранившимся чертежам. Восстанавливать церковь пришлось после того, как в советские годы в ней побывала сначала спичечная фабрика, потом городской архив. Начали реставрацию в 1962-м, а завершили только в 2000-м. Зато теперь церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в Вязьме предстаёт перед паломниками и туристами во всей своей красоте. Верующие со все уголков страны приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И прикоснуться к истории храма.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вьясская Владимирская пустынь (Пензенская область)
Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь расположена на северо-востоке Пензенской области, в заповедном лесу возле села Большой Вьяс. Вековые сосны соседствуют здесь с могучими дубами, а меж зелёных холмов неспешно течёт речка Вьяс. В конце семнадцатого века на правом её берегу, у родника, поселились два старца-монаха. История сохранила имена этих подвижников — Иван и Тихон. Они поставили над источником часовню и освятили её в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Рядом с отшельниками стали жить единомышленники, искавшие молитвенного уединения. О монашеском поселении узнал владелец здешних земель, граф Гавриил Головкин, сподвижник Петра Первого. Он не только не разгневался на иноков, но и решил поддержать их. Гавриил Иванович передал во владение монахам часть своего имения с правом ловить рыбу и отправил государю челобитную грамоту, в которой просил разрешения построить церковь в лесной пустыни. С царского дозволения Головкин исполнил задуманное. В 1714 году над родником у реки Вьяс уже стоял новый храм, освящённый в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Владимирско-Богородицкая пустынь год от года ширилась и крепла. К концу девятнадцатого века в монастыре действовали четыре храма. Территория была обнесена каменной оградой с двумя сторожевыми башнями. В церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» над родником монахи обустроили небольшую купель с фонтаном. Вода в ней постоянно обновлялась, убегая по трубам за пределы храма. Верующие издалека приезжали во Владимирско-Богородицкую пустынь, чтобы с молитвой окунуться в источник. Многие при этом исцелялись от недугов.
Паломничество к освящённому роднику не прекратилось даже в советское время, когда безбожники разорили обитель и снесли церковь иконы «Живоносный источник». До наших дней из всех монастырских храмов уцелел лишь Владимирский. Молитва под его сводами вновь зазвучала в 2002 году. Тогда же в обители возобновилась монашеская жизнь.
Над родником насельники установили кованую ажурную часовенку и рядом обустроили купель. Вода в источнике все такая же чистая, освежающая, целительная, как на заре истории Вьясской Владимирской пустыни.
Все выпуски программы ПроСтранствия












