Обсуждение сообщения в социальной сети. Пишут: родственник впал в пьянство, потеряв жену. Есть ли шансы его спасти? И тут же — к моему удивлению шквал ответов. После сорока — нет! Если сам не лечится — нет! Не тратьте время, алкоголизм — неизлечим в такой ситуации, нет! Целая волна приговоров этому неведомому мне родственнику, спивающемуся от горя или еще от чего-то...
И в этот же день смотрю интервью известной телеведущей с очень сильной женщиной Марией — из тех, которых называют бизнесвумен. Заинтересовала телевидение она своей трагической биографией и своей необыкновенной силой характера. Муж погиб, оставив Марию с четырьмя детьми, младшему из которых было всего три года.
Не впадая в отчаяние, мужественная и умная Мария взялась за свою жизнь с необыкновенной энергией. Ведь за ее жизнью стояли еще четыре. Она создала свой бизнес, и что особенно заинтересовало телеведущую — начала ставить себе цели, на первый взгляд кажущиеся недостижимыми. В сорок пять лет пришла в спортзал и сказала: Хочу быть как айрон мен — стала на тренажерах делать из себя железного человека.
Занялась спортом под названием триатлон. Участвовала в велозаездах в горах. Переплыла Босфор. Воспитала четверых детей, которые хоть и с грустью рассказывают, что дома мамы было для них маловато — но выросли успешными молодыми людьми в огромной любви и уважении к матери. Ну не было у Марии опции — быть уютной домохозяйкой!
В процессе достижения новых и новых целей Мария увлеклась самим процессом. Не было способностей к языкам — выучила два. И так далее. Постоянно покоряя новые вершины, она поняла, что процесс достижения трудновыполнимого чего-то —доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.
Кстати, в понятие спорт она вкладывает понятие «воспитание характера», поэтому детки тоже выросли очень спортивными. Преодоление себя — ее конек.
Я смотрела с большим интересом и конечно к концу передачи уже чувствовала, как за спиной тихо пробиваются крылья. Такие герои нужны нам для того, чтобы заглянуть за пределы образа самого себя. То есть своих представлений о своих возможностях. В эти представления также входят мнения о тебе других людей. Такие герои, как Мария, ломают эти шаблоны и называются «мотиваторы». Их вроде немного, и в то же время глядя на них — очень хочется к ним присоединиться. Чтобы расти — не медленно, как деревце — а каждый день, не теряя времени и ставя себе каждодневные цели.
Мне кажется, что каждый день мы сами того не замечая подписываем себе и окружающим людям что-то вроде приговоров. Часто очень прямолинейных, но отвечающих наших ограниченным представлениям о мире и личности.
Для меня было отрадно смотреть на женщину, на которую я совсем не похожа, чтобы потом в повседневной жизни найти силы для сопротивления этим приговорам. Они звучат по-разному, но попробуем их опознать.
Я никогда не смогу взобраться на гору на велосипеде.
Он никогда не сможет выйти из греха пьянства, потому что у него слабый характер.
Мы никогда не поймем друг друга, мы же такие разные.
Мой сын вряд ли поступит в университет, он очень неорганизованный.
Я не хочу переплывать Босфор, правда-правда. Но я хочу убедить себя и своих близких в том, что мы имеем для этого все шансы. Мы построим свой бизнес, вырастим счастливых детей и сделаем все, что поставим себе как цель.
Давайте сопротивляться каждый день этим приговорам. Он бросит свое пьянство, потому что он может, и никакой у него не слабый характер. Сын поступит в универ, потому что родители в него верят! Муж и жена поговорят друг с другом и обязательно придут к пониманию, ведь они решатся на это усилие. Не хочу больше подписывать никому приговор, даже если мне подсовывают его. Ни себе, ни любимым, ни дальним!
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер