Основные темы выпуска:
- Скоро каникулы: как отправить ребенка в летний лагерь — и не ошибиться?
- Что значит быть слепым — в Евангельском контексте?
- Помощь Борису Полежаеву, будущему врачу-онкологу: сбор средств продолжается
- Лавр Корнилов, генерал, арестовавший императрицу. Каким человеком он был?
- Музыкант Сергей Старостин — о фестивале «Николин день» 22 мая
- Малевич и Кандинский — новые лекции искусствоведа Ирины Языковой в Академии Фомы
Живая история. Лавр Корнилов.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Лавр Корнилов, белый офицер, генерал, дипломат, военный разведчик и исследователь Персии, он герой Первой мировой войны и русско-японской войны тоже. Он владел английским, немецким, французским, персидским, казахским, монгольским, калмыцким языками и урду. Кроме того, он китайский изучал. Вообще он выдающийся, конечно, человек и был настоящим героем – невероятно смелым, и солдаты его обожали, а это, как известно, дорогого стоит. И в то же время именно он тот человек, который арестовал императрицу Александру Федоровну в 1917 году. Причем, есть разные версии у историков, как это произошло. Кто-то считает, что Корнилов таким образом избавил императрицу от большей беды, ведь если бы на его месте оказался кто-то другой, неизвестно каким был бы этот арест. А другие считают, что генерал не лучшим образом повел себя в этой ситуации. Так каким же он был человеком и чем руководствовался в своих действиях в 1917 году? На связи с нами академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров. Добрый вечер, Юрий Сергеевич.
Ю. Пивоваров
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Юрий Сергеевич, что же было на самом деле, и как это вообще сочетается в рамках одной жизни?
Ю. Пивоваров
– Ну вы знаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, хотя я думаю, что ответа полного мы никогда не получим, поскольку нету уже персонажей этих, они не живы, надо все-таки несколько слов сказать о самом Корнилове. Потому что это не просто, так сказать, белый офицер, но белые офицеры появились именно благодаря Корнилову, когда он после уже октябрьской революции создал Белое движение. Это был не просто выдающийся военный, это герой, который в русско-японской войны себя прославил и в Первой мировой войне попал в плен там, бежал. Его дивизии были лучшими, он выходил там из окружений, штыковых атаках. Это был еще очень крупный разведчик, дипломат, человек, который там долго работал в Китае, в Индии, в Афганистане, в Персии. Он знал массу языков помимо английского, французского – немецкий, китайский, монгольский, фарси, урду. Это был географ, автор многих книг, выпускник академии Генерального штаба с серебряной медалью. Это был просто вот любимец русской армии. Почему, вы спрашиваете, он арестовывал императрицу. Это действительно так. Дело в том, что Николай II незадолго до своего отречения решил назначить его командующим Петроградским военным округом. Но Николай был свергнут, и это решение было уже принято Временным правительством. Вот в ночь с 5 на 6 марта 1917 года Лавр Корнилов и военный министр Гучков арестовывают императрицу Александру Федоровну. По свидетельствам разных источников, арест происходил действительно не очень ну, скажем так, правильно. Потому что вели они себя несколько жестко и якобы даже Корнилов подтолкнул императрицу. Но вообще трудно в это поверить, действительно, он был десятилетиями подданным русского царя и вообще это был, так сказать, образец ну что ли достоинства, чести, джентльменства. Хотя человек он там из простой семьи и всего добился сам, но, тем не менее, это был джентльмен. Да, есть такая версия, вполне возможно. Сказать сейчас, почему он так делал, во-первых, почему арестовывал – а), – и б) почему, если это правда, вел себя не очень корректно. Тут никто вам не ответит на этот вопрос. Корнилов был человек, как сказали бы сегодня, человек демократических убеждений. Он, безусловно, верой и правдой служил России, служим императору, императорской семье, но человек был демократических убеждений, никогда их не скрывал. Как, кстати, и то движение белое, которое он начнет в конце 17-го года в Новочеркасске, и дальше это было в основном движение демократически-либеральное, это не были какие-то там душегубы, которые хотели вернуться к порядкам там, не знаю, Ивана Грозного. Наоборот, это был люди новой гражданской России, которая рождалась, существовала, становилась на ноги с конца XIX по начало XX века. Но этот факт его биографии действительно, вы не случайно, задали, он был всегда для меня тоже таким вот, если угодно, некоторой загадкой. Я не имею права судить этого великого человека, которым я безмерно десятилетиями восхищаюсь, но всегда где-то там, в глубине души теплилось: как же ты смог? зачем ты это сделал? Но ведь мы не только не только это должны знать о Корнилове. Если вы позволите, я вам вообще должен сказать, что он вообще сыграл огромную роль, если говорить о 17-м годе. У нас нет времени говорить о его жизни, которая просто огромный подвиг, как и подвиг, вот он и Колчак, лидеры Белого движения, это были два великих ученых, два человека, которые очень много сделали для России – Колчак на Севере, а Корнилов на востоке. Так вот, ведь летом 17-го года русская армия предприняла последнее наступление на фронте, последнее это было – июнь 17-го года. Которое, как известно, обернулось совершенным поражением, да, и во многом считается что это один из корней потом большевистского переворота. Так вот его 8-я армия – он ушел с поста командующего Петроградского военного округа, и его 8-я армия вела себя очень-очень достойно. И как бы в знак этого министр-председатель Керенский, который стал в начале июля министром-председателем, сменив князя Львова, то есть лидером Временного правительства, назначает его верховным главнокомандующим. И около месяца примерно Корнилов является верховным главнокомандующим и разрабатывает план спасения России. Это очень известная такая штука: в Москве в августе 17-го года произошло государственное совещание, где были представлены все политические силы с справа налево, кроме большевиков, где он выступил с огромной ролью. А его туда офицеры, когда он приехал из Питера в Москву, на руках донесли с Николаевского, ныне Ленинградского вокзала до Большого театра. Он выступил с планом спасения России. План заключался в следующем: что нужно старой армии как-то отбиваться, но создавать новую армию, поскольку старая находится в очень таком разложенческом состоянии уже тогда. Создавать новую армию в районе Волги, для того чтобы противопоставить немцам. Ввести контроль за железными дорогами, устроить систему концлагерей – но не сталинских или гитлеровских концлагерей, а таких, куда, так сказать, отправлять людей, которые проявляют недостаточную твердость. Ну и во многом под его влиянием в июле 17-го года на фронт вернули смертную казнь. Сейчас эти меры могут показаться драконовскими, но я должен сказать, что в тех условиях ничего другого не оставалось. И Россия не так удачно провела Первую мировую войну, хотя, в целом, не так уж и плохо – таково мое мнение, в отличие от большинства историков, – потому что тыл не был в достаточной степени мобилизован, тыл в достаточной степени как бы не сопротивлялся и не был заточен под военные нужды. И все то, что предлагал Корнилов, это были, конечно, зверские, жестокие меры, но только это могло тогда спасти Россию. Ну а конце августа 17-го года, как мы знаем, разразилось то, что называется Корниловский мятеж. Очень тоже странная история, непонятная. Керенский рассказывает одно, корниловцы рассказывают другое. Но смысл в том, что Корнилов просто предложил петроградскому руководству, то есть Временному правительству предложил ввести ну что-то типа военного положения и твердо взять власть в свои руки по-настоящему. Потому что он видел уже тогда большевистскую угрозу, большевики были тогда уже очень сильны и влиятельны, хотя Временное правительство как-то пыталась с ними бороться. Но там возникло какое-то недопонимание. Я думаю, что правда на стороне Корнилова. Думаю, что Керенский играл сразу в несколько игр и не знал... То есть в конечном счете корпус генерала Крымова, который был направлен на Петроград, чтобы спасти положение, ввести войска и контролировать город, он не дошел, его, так сказать, разложили большевистские агитаторы, не допустили. А сам генерал Крымов после беседы с Керенским застрелился. И Корнилов был арестован. Корнилов, генерал Лукомский, Деникин, Романовский и другие генералы были арестованы. И Корнилов так и просидел под арестом два с половиной месяца. Его выпустили только уже после Октябрьского переворота, когда он уехал в Новочеркасск, стал создавать Белую армию, как известно, Ледяной поход. И эта вот смерть 31 марта под Екатеринодаром, когда его войска брали город, но вот снаряд оборвал его жизнь. Но я должен сказать, что Корнилов был единственной реальной альтернативой тогда приходу к власти большевиков. И никогда бы корниловская диктатура, это была бы диктатура, не приняла бы характер вот такой вот кровавый, живодерский, совершенно там зверский, какой она приняла, значит, у большевиков. Хотя, конечно, его режим тоже в Риге, особенно в первые годы и в первые там месяцы был бы весьма жестким. Но я думаю, что он спас бы страну от той пропасти, в которую она свалилась. То есть роль Корнилова в 17-м году и в начале 18-го громадная, и я думаю, что практически вся, за исключением вот этого вот эпизода с императрицей, положительная.
А. Митрофанова
– Из того что вы говорите, становится понятно, почему большевики так поступили с телом генерала Корнилова, когда обнаружили его. Практически ну ведь сожгли уже тело мертвого человека, которого предали земле. И это как, знаете, какой-то акт мести что ли такой невероятной.
Ю. Пивоваров
– Разумеется. Я думаю, что ну, кроме того, что там было дикое зверство, описанное там, скажем, в том же «Тихом Доне», это места рядом. Но я думаю, что большевики, в общем, понимали, с кем они имеют дело. Потому что при всем моем глубочайшем уважении к Колчаку, к Деникину, к Юденичу и так далее – это действительно были люди, особенно Колчак, так сказать, первого ряда, а у Деникина еще было и золотое сердце, кроме там всех талантов и прочего. Корнилов соединял в себе, как мне кажется, практически все ингредиенты того, что могло бы ну вот противопоставить диктатуре Ленина и Троцкого, понимаете – решительность, смелость, опытность. А в то же время он был ровесник Ленина – 70-го года, оба по 47 лет. Это был действительно герой и любимец России, понимаете. Это был человек невероятных познаний, невероятной постоянно активности, работы, человек, который прекрасно знал там, скажем, Средний Восток, Китай, Индию, Дальний Восток; который был тактик, стратег, умница, понимаете. То есть какие-то совершенно невероятные качества в этом человеке сочетались. И он, если посмотреть на его лицо, в нем есть что-то восточное, да, тут мы не совсем точно знаем, есть разные версии его происхождения – то ли у него казахская кровь с русской, то ли калмыцкая плюс русская, даже о какой-то польской крови говорят. Но это действительно был евразиец, если угодно. Хотя то же самое можно сказать и о Ленине, и об очень многих фигурах того времени – поэт Брюсов там и так далее, – с такой вот с восточинкой какой-то. Но это действительно был человек для меня символический, понимаете. И его гибель, конечно, это большая трагедия России, потому что всего лишь конец марта 18-го года, и многое еще было не решено. И я думаю, что это громадная потеря для Белого демократического движения. Я постоянно повторяю, что белые были не черносотенцы-погромщики, не какие-то там, я не знаю, убогие реакционеры-радикалы, нет, это был военный авангард современной гражданской демократической России, это был золотой фонд ее. Да, это очень жалко, это очень трагично. Но это одна из самых достойных фигур русской истории XX века и особенно вот этой кровавой эпохи 17-го – начала 18-го года, одна из самых достойнейших.
А. Митрофанова
– Спасибо вам большое за комментарий.
Ю. Пивоваров
– Пожалуйста.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер