Недавно, я по обыкновению открыл в интернете ленту новостей и не обнаружил там ни одного сообщения, которое не было бы связано с войной, армией, или вооружением. Вернее, новости такие были, но пришлось эту ленту прокрутить изрядно вниз. Я не один год работал в информационных службах нескольких радиостанций и представляю, как можно составлять выпуски новостей, чтобы формировать общественное мнение. Поверьте, от ленты, раскрашенной в цвет хаки, даже мне стало не по себе. В последнее время, всё чаще мне вспоминается картина Верещагина «Побеждённые. Панихида». Думаю, многие из вас её видели, хотя бы в репродукции. Напомню, в левой части полотна изображены военный и священник. Священник в фелони, с кадилом, а дальше поле, уходящее за горизонт и на этом поле, куда хватает глаз, лежат тела погибших людей. Священник то ли отпевает их, то ли служит панихиду. Картина посвящена взятию города Плевна. Это знаменитый героический подвиг русских солдат в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В центре Москвы у метро Китай-Город есть часовня, поставленная в память об этом событии. Официально же, мы потеряли у стен Плевны около 40 тысяч человек. Там погиб и брат Василия Верещагина – Сергей. Художник, будучи сам тяжело раненным, безуспешно пытался найти его тело, среди сотен других. Вскоре, и появилась картина «Побеждённые. Панихида». Как часто бывает, произведение, если оно действительно стоящее, начинает жить собственной жизнью, а часто обретает новые смыслы. Картина Верещагина современна, как никогда. Слева на ней могут быть изображены совершенно разные люди. Это могут быть не священник и военный, а политрук и медсестра, или группа вертолётчиков. Важно само отношение к войне. Художник как мог, показал её настоящее лицо. Вскоре появится военная фотография, которая в первые десятилетия будет постановочной и не передаст всего ужаса, потом после первой мировой мы прочитаем документальные и художественные описания войны безо всякой романтики и так по нарастающей. Кто-то сказал, что война – самое страшное изобретение человечества. Вряд ли она священна. Священным может быть защита Отечества. Христа на войне нет и быть не может. Бог не создавал человека для убийства другого человека. Христос может быть с теми, кого гонят и убивают, он может быть с людьми, с каждым из нас. Но, если кто-то ставит Бога во главу угла для решения своих сиюминутных целей, то там стоит не Бог, а его восковая копия, кривая икона. А сам Христос вновь становится в этот момент одинок, потому что люди начинают тянуться именно к восковой копии. Можно привести множество примеров оборонительных войн, одна из которых до сих пор для нашей страны является незажившей раной, но я говорю о самой идее войны. Казалось бы, за прошедшие 70 лет человечество придумало достаточно инструментов, которые должны предотвращать вооружённые конфликты, но они слабо работают. И новостная лента цвета хаки, к сожалению, заставляет в этом убеждаться.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема