Огненным смерчем пронеслось по русским землям войско хана Батыя, внука грозного Чингизхана. Дотла были сожжены Рязань, Владимир, Чернигов. Киев пал под напором кочевников. Жители Великого Новгорода с тревогой ожидали приближения вражеской рати. Новгородскому князю Александру в то время едва исполнилось двадцать лет, но он уже показал себя талантливым полководцем. Молодой воин одержал несколько блистательных побед над непрошеными гостями с запада. В 1240 году Александр со своим войском одолел шведов там, где река Ижора впадает в Неву, за что получил от народа прозвание Невский. Еще через два года князь разбил немецких рыцарей в побоище на льду Чудского озера.
Батый, прослышав о военных успехах Новгородского князя, пожелал видеть его в ставке Золотой Орды. Монгольский хан прислал к Александру гонца с письмом: «Если хочешь спасти свою землю, то приедешь ко мне». Меньше всего хотелось славному русскому воину отправляться на поклон. Но он понимал, что новгородская дружина, обескровленная в сражениях, не вынесет еще одного удара. Чтобы отвести беду от княжества, Александр едет к Батыю.
Визит в ставку был сопряжён со смертельной опасностью. Всякий, кто входил в шатёр хана, должен был поклониться идолам. Александр Невский знал, что совсем недавно за отказ участвовать в языческом жертвоприношении в Орде были убиты князь Михаил Черниговский и сопровождавший его боярин Феодор. И теперь шаманы ревниво следили, воздаст ли почести истуканам он сам – молодой новгородский правитель. С высокомерной усмешкой наблюдал за гостем и хан Батый.
Сняв шлем, Александр перекрестился на восток. Глаза князя смотрели спокойно, и в голосе не было тени страха.
Александр Невский:
Приветствую тебя, хан Батый! Прими от меня поклон, человек, которого Господь удостоил царства! А вот идолам твоим кланяться я не стану – негоже христианину почитать творение вместо Бога, создавшего небо и землю!
Шаманы вытянулись в струну и устремили взоры на Батыя. Они ждали сигнала, чтобы схватить и покарать дерзкого русича. Но команды не последовало. Хан повёл рукой, приглашая князя войти в свой шатёр. И – невиданное дело! – предложил гостю сесть рядом с собой!
Хан Батый:
Ты смел, Александр! И храбрость твоя по душе мне. Такого воина я хочу видеть своим другом, а не врагом. Вечером я устрою пир в твою честь, а твой Новгород отныне будет под защитой моей конницы.
Нелегко было Александру принять милость Батыя. В душе он был согласен с Галицким князем Даниилом, что «злее зла честь татарская». Но Галичину, восставшую против Орды, захватчики сровняли с землей. Герой Невской битвы проявил покорность хану, и этим оградил родную землю от грабежей и насилия.
Когда в 1262 году против татаро-монголов поднялись Суздаль, Ростов, Ярославль и другие города, ордынский хан Берке приказал для подавления восстаний призывать в монгольскую рать русских воинов. Александр Невский, который к этому времени носил титул Великого князя, вновь отправился в Орду, чтобы отклонить унизительное ханское требование. И ему это удалось!
Целый год Александр прожил в Орде – не в плену, но и не на воле. Вернуться домой князю уже было не суждено. На обратном пути, в Городце на Волге под Нижним Новгородом, его сразила болезнь, излечить которую не смогли лучшие лекари. Скорее всего, здоровье Невского было подорвано постоянным напряжением и усталостью от долгого пребывания в стане недругов. Не исключают историки и версию, что Александр был отравлен кем-то из ордынцев, недовольных его политикой.
Почувствовав приближение смерти, заступник за русскую землю принял монашеский постриг с именем Алексий и отошёл от земной жизни к Небесному Царству. По словам летописца, русская земля в тот день «стонала от вопля и рыданий».
Народное почитание Александра Невского началось вскоре после кончины князя благодаря множеству чудес, происходивших на месте его погребения во Владимире. Через пять веков мощи святого были торжественно перенесены в Петербург и помещены в обители, ему посвященной – Александро-Невской лавре. Там честные останки благоверного князя покоятся и поныне.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница