Захария возжёг фимиам и смотрел, как дым благовония поднимается под купол. «Вот так и душа моя устремляется к тебе, Господи!», – с благодарностью думал пожилой священник. Он принадлежал к роду Аарона, и это давало ему право служить Богу в Иерусалимском храме. Не так часто, как хотелось бы – недельная череда служения выпадала по жребию раз в полгода, и это время Захария считал самым счастливым в своей жизни. Для него не было ничего страшнее потерять право священства – а такая угроза была реальной! Служить в храме мог лишь тот, чью праведность не оскверняли страсти. А у Захарии и его жены Елизаветы не было детей – и в народе это считалось Божиим наказанием за грехи. «Боже, будь милостив ко мне, грешному!», – помолился священник, отгоняя досадные мысли.
Вдруг Захарии показалось, что у входа в Святая святых кто-то стоит. Сквозь густой кадильный дым проглядывалась фигура в белых одеждах. Но как незнакомец дерзнул войти в святилище, и почему его стан источает свет? Священника охватил страх, и тут раздался голос, возвещающий, что бесплодность Елизаветы разрешится рождением сына Иоанна. Но разве у стариков родятся дети? «Этого не может быть», – фраза, пульсировавшая в висках у Захарии, сорвалась с языка. Вестник возразил грозно: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом. За то, что не поверил мне, ты будешь молчать до тех пор, пока ни исполнится предречённое».
Бессловесным вернулся Захария в родной Хеврон. Вскоре Елизавета заметила, что ждет ребенка. В этой беременности, которая сама по себе была чудом, женщина угадывала примету неких великих событий, которые вскоре грядут. Присутствие Бога было столь явственным, что дни протекали торжественно, как храмовая молитва. В это благословенное время Елизавету навестила родственница, юная Мария, обручённая плотнику Иосифу из Назарета. Эта девушка, воспитанная при храме, с детства отличалась боголюбием и той разумностью, которую дарит молитвенный настрой души. Едва жена Захарии увидела Марию, как младенец радостно взыграл у нее во чреве. «Это же Мать Мессии, Спасителя!», – осветила сердце мысль. И все происходящее с ней самой, с Елизаветой, исполнилось глубочайшего смысла.
Когда родился сын, Захария и Елизавета пригласили гостей, чтобы поделиться радостью. Среди них были почтенные мужи из рода Аарона, мнение которых уважали не только в Хевроне, но и в самом Иерусалиме.
Родственник:
Каким же именем вы наречете младенца?
Обратился один из гостей к Елизавете.
Елизавета:
Его будут звать Иоанном, что означает «благодатный дар Божий»!
Родственник:
Странный выбор! В нашем роду никто еще не носил этого имени! Не лучше ли назвать мальчика в честь отца, Захарией, что значит «Бог вспомнил»? Создатель и вправду вспомнил о вас, даровав дитя на склоне лет.
Елизавета:
Давайте спросим Захарию. Он не может сказать, но пусть напишет имя, которое хочет дать сыну.
Захария взял в руки дощечку для записей, и начертал на ней: «Имя младенцу Иоанн». В тот же момент способность говорить вернулась к нему, и он поведал собравшимся, что сам Господь дал имя ребенку, который станет пророком и Предтечей Спасителя людей.
Вскоре царь Ирод, напуганный вестями о пришествии в мир Мессии, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Зная о чудесном рождении сына у священника Захарии, он отправил палачей и в Хеврон, чтобы убить Иоанна, подозревая в нем грядущего Царя. Елизавета успела бежать с ребенком в пустыню, и страшные гонцы вернулись к Ироду ни с чем. Разгневанный правитель повелел допросить Захарию, где тот скрывает сына.
Солдаты застали священника в храме и, угрожая убийством, приступили к нему с расспросами. «Я не знаю, где находится мой сын, и надо мной вы не властны. Можете убить мое тело, а душу мою воспримет Господь, Которому я служу», – спокойно ответил Захария. Священник упал, заколотый мечом, возле жертвенника всесожжения. Теряя сознание, он увидел у входа в святилище светлую фигуру архангела – и улыбнулся.
Елизавета укрывалась с младенцем в пустынной пещере, пока силы ее не угасли. Она ушла из этого мира в надежде, что Бог не оставит мальчика, появление которого на свет было столь чудесным. И не обманулась – укрепляясь и возрастая, год за годом шел навстречу своему служению её сын Иоанн – аскет, великий пророк и Предтеча Иисуса Христа.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.