В жизни нашего общества есть разные периоды и разные, как говорят, «приметы времени». Одна из этих примет, как ни странно, наши друзья: охранники и питомцы – наши собаки. Я столкнулась с миром людей и собак, когда завела себе овчарку и пригласила специального человека под названием «кинолог». Моя овчарка несмотря на то, что я очень хотела считать ее охранной, оказалась очень доброй. Мы с кинологом пытались ее то что называется «расщипать», то есть приучить ее делать специальные охранные телодвижения – например, хватать воображаемого злоумышленника за правую руку. Говорить «гав». Реагировать на мой тревожный шепот: «Гора! Чужой!» Оказалось, что все, к чему приучаются собаки – они делают не со зла и не от раздражения. И не для того, чтобы напугать кого-то. Для собак это – игра. Мы с кинологом по существу приучали мою овчарку играть в свирепость. Это было очень интересно. Забегая вперед, скажу, что пару раз навыки моей немецкой овчарки пригодились мне в нашем лесу в Переделкино. Она пару раз сказала свое внушительное гав, пару раз щелкнула зубами рядом с нескромными незнакомцами, которые пытались завести знакомство в лесу. Но еще в процессе дрессировки я очень много узнала о взаимоотношениях людей и собак в разные периоды жизни. Наш кинолог Шамиль так любил овчарок, что сам стал немного похож на овчарку. Одна из его собак прикрыла когда-то его своим телом, защитив от грабителей. Собака погибла, Шамиль спасся. И навсегда полюбил чистокровных овчарок. Оказывается, чистопородная собака отличается тем, что никогда без повода не нападет на человека. Те собаки, которые могут причинить человеку вред, выведены как шоу-собаки. То есть для того, чтобы они были красивыми, пушистыми и крупными, породы немного смешивают. И из-за этой мешанины у собаки может повредиться психика. И тогда собака может стать по-настоящему опасной для человека. Помните ли вы период наших криминальных 90-х, когда люди держали в квартире свирепых питбультерьеров – действительно опасных собак, дрессированных на то, чтобы хватать за горло человека? В нашем чудесном Переделкино одно время появились странные и ужасные подобия сенбернаров. Породу, вывели в монастыре святого Бернара для того, чтобы искать и спасать людей высоко в горах. Рассказывают, что самый известный пес Барри из этого альпийского монастыря, спас сорок человек, и один раз нес мальчика на себе 5 километров. Но у нас скрещивали этих добрейших собак с кавказскими овчарками - и из этой смеси получались огромные, злые и очень непредсказуемые собаки. А наше местное чудовище гуляло с маленьким хрупким парнем, который при виде меня и моей овчарки кричал: Бегите! – потому что не мог удержать огромного пса, и пытался зацепиться поводком за дерево, пока мы с овчаркой уносили ноги и лапы. Такой был тяжелый период, что все люди готовы были защищать свою жизнь, даже посредством этого живого оружия.
Моя овчарка так и осталась доброй собакой. Зато соседские дети могли без опаски приходить в гости. Сейчас я рада, что вокруг меня становится все меньше поврежденных собак. И стало модно заводить преданных лабрадоров, смешных чихуахуа, бестолковых спаниелей. Мне хочется верить, что мы немного выдохнули. И сами можем о ком-то заботиться. Может быть, уже скоро будем ходить друг к другу в гости. Без опасности, что кто-нибудь съест нас во дворе у соседа…
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер