Однажды к святой княгине Анне Новгородской, жене Ярослава Мудрого, пришла одна знатная вдова с просьбой помочь в лечении сына. Анна посоветовала обратиться к норвежскому конунгу, который тогда гостил на Руси:
- Он здесь лучший лекарь — и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу.
Когда вдова пришла к норвежцу, он, обладая очень смиренным нравом, поначалу не согласился ей помочь, говоря:
- Я не лекарь, а тебе надо обратиться именно к лекарю.
Но потом конунг уступил, подошёл к больному мальчику, осмотрел его и дал кусочек размоченного хлеба, разложенного крестообразно на ладони. Мальчик проглотил хлеб и тут же стал чувствовать себя лучше, а потом совсем выздоровел. А тот, кто его исцелил, навсегда остался в памяти человечества как Олаф Святой, которого ещё издревле называют «вечным королём Норвегии»…
С детства участвуя в военных походах, Олаф проявлял не только безмерную удаль, но и жестокость, участвуя в разорении христианской Англии. Всё изменилось, когда 18-летний вождь норвежцев сознательно принял крещение и стал защитником и проповедником веры.
За несколько лет Олафу удалось объединить большую часть Норвегии, прекратить беспорядки и разбои, повсеместно насадить христианскую веру.
С проповедью Христа он объехал почти всю Норвегию, устраивая в селениях народные сходы – тинги – на которых призывал людей принять христианство. Заботясь о том, чтобы семена веры не только сеялись, но и давали рост, Олаф направлял в объезженные им области священников и строил храмы.
Олаф строго запретил старые языческие обычаи Норвегии, включая кровную месть и разбои. При этом конунг стремился действовать мирно, уговорами, и только по исчерпании этих средств применял военную силу.
Олаф был очень благочестивым человеком, и это проявлялось в повседневной жизни, чего многим из нас так не хватает. Так, историк оставил трогательные свидетельства о том, как святой Олаф пел псалмы, Едучи на коне, вставал рано утром и первым делом шёл на церковную службу.
Даже когда святому Олафу приходилось решать дело силой, он не только не испытывал ненависти к врагам, но даже заботился об их спасении. Накануне своей последней битвы, в которой Олаф погиб, он отдал много серебра одному из подчинённых и сказал:
— Эти деньги ты должен сохранить и потом разделить. Часть из них пусть пойдёт церквям, часть — священникам, часть — беднякам, а часть на молитвы за души тех, кто погибнет, сражаясь против нас.
Своих людей Олаф тоже ценил и перед битвой выстаивал многие часы, молясь за себя и воинов. А в бой его дружина шла с кличем:
- Вперёд, вперёд, люди Христа, люди креста, люди конунга!
Поражение и гибель святого Олафа в его последней битве чудесным образом стали его великой победой. Ведь так часто и бывает у христиан: проигрывая по мирским меркам, они оказываются победителями в Господе.
Святость Олафа проявилась сразу после его смерти: убивший Олафа воин по имени Торир быстро исцелился от боевой раны, как только прикоснулся к окровавленному телу конунга. Как говорит историк, «Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга».
Прославление же Олафа в лике святых состоялось уже через год после его смерти. В Скандинавии, Прибалтике, на Руси и даже в Константинополе появились храмы во имя святого Олафа, а сам святой король Норвегии прославился многими исцелениями и чудесами.
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.
Урок доверия. Нина Юркова

Нина Юркова
Однажды во время беседы на духовные темы, которая проводилась в храме, я услышала фразу: «В трудной ситуации доверься Богу, и делай, всё, что от тебя зависит, а Господь, видя твои усилия, добавит к ним то, чего не достает для решения проблемы».
Какой простой и одновременно сложный рецепт христианского счастья: честно сделай максимум того, что можешь, а остальное доверь Господу.
Мне вспомнился случай, как я опаздывала на поезд. До отправления оставались считанные минуты, а я только вышла из вагона метро. Было совершенно ясно, что, даже если побегу, не успею за столь короткое время преодолеть путь до перрона. В отчаянии я взмолилась: «Боже, я сейчас побегу так быстро, как только смогу, а Ты задержи пожалуйста поезд хоть на несколько минут, если это возможно!» И полетела вверх по эскалатору.
Где-то на середине пути у меня закончились силы. До отправления поезда оставалось две минуты. Я в отчаянии продолжала путь уже шагом, а в голове звучала та самая фраза из духовной беседы: «Делай, что можешь, Господь добавит недостающее!»
Выйдя на перрон, с изумлением обнаружила, что поезд продолжал стоять несмотря на то, что время отправления прошло несколько минут назад. От радости прибыло сил, я побежала, и вскочила в последний вагон, ликуя: «успела!» Дедушка-проводник ободряюще улыбнулся, глядя на моё взволнованное и заплаканное лицо.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, и повторяла: «Благодарю! Благодарю Тебя, Господи, за этот урок доверия!»
Так часто мы не полагаемся на Бога по-настоящему, не даём Ему нам помочь. В трудных обстоятельствах предпочитаем довериться своим силам, другому человеку, или людям, но не Всесильному Богу. И как же часто это наше псевдодоверие бывает посрамлено: свои силы быстро иссякают, люди подводят, а проблема так и остаётся неразрешенной.
Но стоит лишь сказать: «Вот, Господи, я оказалась в такой ситуации, из которой не вижу выхода. Но верю, что выход видишь Ты, и попробую с Твоей помощью справиться» — и эта помощь приходит. То, что казалось запутанным, распутывается, что виделось туманным становится ясным и даже время как будто растягивается. Что невозможно человеку, возможно Богу.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение