10 января 49 года до Рождества Христова Юлий Цезарь перешел Рубикон. Мы все наверняка слышали это выражение, даже если очень смутно помним, кто был этот самый Цезарь. А личностью он был незаурядной - русское слово “царь”, “цесарь”, как и немецкое “кайзер” происходит от его имени.
Этот древнеримский государственный деятель, будучи тогда еще полководцем и наместником в Галлии, возвращаясь из похода, подошел к пограничной речке Рубикону. По закону у границ Рима Цезарь должен был распустить армию. Перейдя Рубикон с войсками, он сознательно пошел на конфликт и отрезал себе путь к отступлению, приняв решение стать единовластным правителем Рима. С тех пор и появилось выражение “перейти Рубикон”, то есть принять какое-то важное решение с необратимыми последствиями.
Но это отчетливый выбор - вот речка, которую надо пересечь, вот приказ, который надо отдать, прекрасно понимая, что это означает. Но иногда мы принимаем самые важные в жизни решения, и не замечаем их сами. Вернее, не хотим замечать. Так парадоксально действует наша воля и разум - мы совершаем поступки, и не хотим самим себе признаться ни в их причинах, ни в их последствиях, ни даже в том, что мы их действительно совершили.
Иногда люди не могут обрести веру в Бога из-за того, что сначала они не могут поверить в человека как в существо свободное и ответственное - в то, что мы сами являемся авторами своих решений. На уровне высокоученых мужей это проявляется в отрицании свободной воли как таковой. Например, знаменитый британский космолог Стивен Хокинг пишет о том, что “Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли — это всего лишь иллюзия”. В самом деле, в картине мира материалиста свободной воли не существует, и не может существовать, потому что для него в мире нет ничего, кроме материи, движущейся по неизменным законами природы.
Но и тем, кто не забирается на эти холодные вершины заблудившегося разума, бывает трудно принять то, что мы все, казалось бы, хорошо знаем - мы сами авторы своих решений. Причинами наших поступков оказываются обстоятельства, гены, другие люди, что угодно, кроме одного - нашего свободного произволения.
Даже отказ принимать решение - это решение. Даже когда мы плывем по течению, позволяя случайным внешним и внутренним толчкам определять наш курс - это наш выбор. И вот покаяться - это признать, что наши поступки действительно наши. Принять прощение за то, что мы сделали неправильно. И принять сознательное решение пересечь самую важную черту в жизни - от противления к вере и послушанию.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.