
Фото: Benjamin Jaimes/Unsplash
В 1859 году на пристани в Перми встречали пароход. Ничего необычного в этом не было – первые паровые суда на Каме появились ещё в 20-х годах 19 века. Но для братьев Григория и Фёдора Каменских, стоявших на берегу и с замиранием сердца смотревших, как выпускает дым из трубы новенькое, блестящее свежей краской судно, этот день был поистине знаменательным. Ещё недавно они были крепостными крестьянами князя Голицына. Отрабатывали барщину, а в свободное время работали на себя – копили деньги на откуп из крепостной зависимости. Через несколько лет тяжёлого и упорного труда Каменские смогли выкупить себе вольную. Поработав ещё несколько лет грузчиками на ярмарках, на скопленные деньги братья заказали в Сормовских судостроительных мастерских небольшой пароход – путёвку в новую жизнь. И вот он гордо рассекает воды Камы и всем с пристани видно его название, крупными буквами выведенное на борту: «Работник».
В первую же навигацию «Работник» принёс хорошую прибыль, и братья смогли приобрести ещё несколько судов. Григорий и Фёдор стали богатыми людьми. Они могли позволить себе роскошную жизнь. Но роскошь не привлекала искренне верующих братьев. «Господь помог нам выбиться в люди – должны и мы Ему добром воздать», - говорили они.
В 1860 году Каменские приобрели здание на Пермской улице в Перми, отремонтировали его, частично перестроив, и подарили женскому Мариинскому училищу. А через год братья пожертвовали 8 тысяч рублей на строительство Воскресенского храма.
Храмостроительство было неотъемлемой частью жизни Григория и Фёдора Каменских. В 1865 году они на собственные средства возвели в Перми церковь во имя святого Николая Чудотворца при пересыльном замке. Немногим позже Каменские осуществили непростую и дорогостоящую перевозку на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, двухсотпятидесятипудового колокола, который сами же и приобрели для обители. Большие пожертвования на постройку храмов получали от Григория и Фёдора русские миссии в Иерусалиме и Японии.
Делом всей жизни для братьев Каменских стало строительство в Перми Успенского женского монастыря. Всё началось с возведения простой деревянной Казанской церкви. Постепенно вокруг храма Каменские пристраивали здания для приходских нужд. Вскоре при церкви образовалась многочисленная женская община и было решено устроить монастырь. Каменские взяли на себя все расходы по строительству и содержанию новой обители. Главный монастырский храм – каменный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был также возведён на их личные средства. Братья обеспечили монастырь капиталом, на проценты с которого обитель могла существовать.
У себя на родине, в селе Данилиха Пермского уезда, братья открыли приют для бедных детей. В Перми они устроили приют для сирот, специально купив для этого большой дом на углу Покровской и Верхотурской улиц. Пароходчики Каменские были попечителями Городской общественной богадельни, выделяли на её содержание немалые деньги, а в 1885 году построили при ней каменную церковь в честь святого Симеона Верхотурского.
В завещании один из братьев Каменских, Фёдор Козьмич, оставлял родным наказ жить в согласии и не скупиться на помощь ближним. Ровно на десять лет пережил брата Григорий Козьмич. Он скончался в 1883 году. Дети и внуки продолжили не только пароходный бизнес братьев, но и их дела милосердия, оставив о роде Каменских добрую память на века.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер