5 декабря в нашей стране отмечается День Правосудия. Обычно мы думаем о правосудии как о том, что делает государство и его судебная система. Но в Библии правосудие — гораздо более глубокое понятие. Священное Писание, говоря о Боге, прибегает к аналогиям — Бог подобен Отцу, Царю, Воину, Матери, и, очень часто — Судии.
Более того, самым грандиозным событием в истории человечества, событием, которое никто из нас не пропустит, будет день уже не человеческого, а Божиего правосудия.
В нашем обычном языке слово «суд» носит несколько негативный оттенок — «попасть под суд» весьма неприятная угроза. Но в Библейские времена миссия судьи состояла не столько в том, чтобы наказывать злодеев, сколько в том, чтобы защищать пострадавших, восстанавливать попранную справедливость. Судия — тот, кто проявляет милосердную заботу о народе, обуздывает притеснителей и утверждает милость и истину. По крайней мере, должен. В Евангелии мы читаем, что вдова из притчи Спасителя не боится «попасть под суд» - наоборот, она всячески достает судью, чтобы заставить его рассмотреть ее дело.
Суд Божий в Библии описывается как невероятно радостное для всего творения событие. Как говорит псалмопевец, «да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» Впрочем, для тех, кто закоснел во зле и нераскаянии — это, напротив, нечто ужасное. Они будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Мы можем быть уверены, что правда откроется, и правый суд совершится — поэтому Писание, да и вся Церковная традиция удерживает нас от того, чтобы судить других людей. Выносить приговоры - это дело Бога, а не наше. В отличие от нас, Он знает всю истину. И, в отличие от нас, Он праведен.
Но мы призваны «судить праведно» в другом отношении — отличать добро от зла, пророков от лжепророков, истину от лжеучений. Для этого нам понадобятся качества, которые присущи хорошему судье — мудрость, рассудительность, способность внимательно рассмотреть все имеющиеся данные и вынести ответственное решение.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема