Всемирный день толерантности был введен 16 ноября 1995 году Организацией Объединенных Наций, когда была принята «Декларация принципов терпимости». У нас слово «терпимость» или «толерантность» (то же самое, только не по-русски) нередко вызывает скептические улыбки — мол, «толерантность» это медицинский термин, который означает падение сопротивляемости организма к инфекции. Люди подозревают, что их хотят заставить терпеть, даже приветствовать, вещи — преступность или пропаганду разврата — которые терпеть не должно.
В декларации ООН речь идет на самом деле о двух вещах, одну из которых христианин может горячо одобрить, другую — нет. Во-первых, как сказано, «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»
Бог создал мир разнообразным — люди и культуры отличаются друг от друга, каждый наделен своими, уникальными дарованиями, промысел Божий ведет каждый народ (и каждого отдельного человека) своими путями. Мы призваны к смирению перед Богом, который создал других людей — другими, и имеет о них свой, часто непостижимый для нас замысел.
Грех сделал нас ксенофобами — падший человек склонен не любить своего ближнего, особенно такого, который принадлежит к другому племени. Терпимость признает за другими людьми право быть другими, непохожими на нас. Бог создал их — значит они Ему нужны в Его мироздании. Мы не должны пытаться переделать их под себя или ненавидеть из-за то, что они не переделываются. Они Его творения, а не наши.
Во-вторых, в декларации ООН сказано, что «Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины». Мы много раз об этом слышали — истина относительна, а догматизм — это плохо. Многие люди делают вид, что они в это верят. Но верить в это сколько-нибудь последовательно — невозможно.
Когда мы говорим, что люди должны проявлять терпимость и уважение, мы говорим об объективных моральных обязательствах — о чем-то, сообразном нравственной истине. Истине, которая существует независимо от мнений людей. Сама постановка вопроса «ты должен» или «ты не должен» предполагает вопрос «кому должен?». Она неизбежно обращается к какому-то нравственному абсолюту. Если отрицать этот абсолют, любые разговоры о моральном долге — в том числе, долге быть терпимым - теряют смысл. Кому я должен быть терпимым? Вам? А вы кто такие?
Христианство догматично и не прячет этого. И истина, которая находится в его центре — абсолютна, это Христос. Бог, которые стал человеком, одним из нас, ради нашего спасения. Это истина, и она догматична. И из нее следует, что мы должны с терпением и уважением относится к нашим ближним.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.