Евгения Трошина – член Союза писателей России, автор нескольких успешных книг, а ещё она… сестра милосердия! Ухаживает за больными и престарелыми людьми, руководит московским Свято-Пантелеимоновским сестричеством и обучает девушек, желающих бескорыстно помогать людям, на специальных курсах. Но даже в таком плотном и напряжённом графике она как-то ухитряется выкраивать минуты для творчества. И пишет о том, что ей ближе всего – своей работе, которую всё-таки правильнее будет называть служением; о тех, кто не покладая рук самоотверженно трудится ради ближних. Свою книгу о женщинах, посвятивших себя служению сестёр милосердия, Евгения Трошина так и назвала: «Милосердные сёстры».
Светлый переплёт с цветным карандашным портретом красивой, кротко опустившей глаза девушки в белом чепце с красным крестом. Так и кажется, что на страницах книги нас ждёт что-нибудь наподобие рассказов о героических сёстрах милосердия времён Первой Мировой. Почему-то нелегко представить себе в этой роли наших современниц, живущих в мегаполисе, ездящих в метро или стоящих в пробках. Но оказывается, думая так, мы очень даже ошибаемся! Современные сёстры милосердия существуют и всегда готовы прийти на помощь.
Они, с одной стороны, – самые обыкновенные девушки и женщины. Такие, например, как Мариша из одноимённого рассказа. Она с готовностью ухаживает за самыми тяжёлыми больными, буквально возвращает к жизни несчастную, брошенную сыном старую женщину, проводит дни и ночи у постели больного тяжёлой неизвестной болезнью мальчика. И при этом всё время твердит, что не готова быть сестрой милосердия - стесняется, что редко ходит в церковь и никак не может бросить курить. Но высокое служение людям и Богу не может не изменить человека. Мариша, которая даже подумывала уйти из Сестричества, потому что «не достойна» - становится постоянной прихожанкой больничного храма, сама не замечая как, навсегда расстаётся с сигаретами. И продолжает помогать людям.
В книге Евгении Трошиной «Милосердные сёстры» почти каждая глава названа по имени той, о ком автор хочет поведать читателю. Есть здесь Вера, Надежда и Любовь – женщины с разными судьбами, но одним призванием; есть старенькая монахиня матушка Рахиль, до последнего вздоха радеющая о тех, кто находился рядом с ней. Есть бывшая фронтовая медсестра Ольга Николаевна, которая произносит удивительную фразу: «Сестра милосердия – это воинское звание со своим знаком отличия – крестом Христовым».
И вправду, читая рассказы из книги, понимаешь: кроткие и мирные Милосердные сёстры действительно ведут войну. Войну с равнодушием, чёрствостью, человеческим горем. Но сражаются они не оружием, а любовью, добротой, теплом заботливых рук и сердец. Евгения Трошина, написавшая об этих женщинах книгу, счастлива оттого, что смогла стать одной из них.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница