Библейская книга Деяний святых апостолов – наиболее ценный исторический источник, в котором можно найти сведения о раннем этапе существования христианской Церкви. Одним из главных героев книги является апостол Павел, очень яркий и неутомимый проповедник учения Иисуса Христа. В Деяниях описана почти вся жизнь Павла – от его обращения в христианство и до суда над апостолом в Риме. О непростом путешествии Павла в столицу Римской империи рассказывает 28-я глава книги Деяний:
В то время 28.1 спасшись, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. 28.2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. 28.3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. 28.4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. 28.5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. 28.6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог. 28.7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. 28.8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. 28.9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, 28.10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
Во время морского путешествия в Рим корабль, на котором находился Павел, попал в шторм и затем встал на мель у берегов Мелита или Мальты. Здесь Павел с помощью молитвы к Богу исцелил отца местного правителя Публия и многих других жителей острова, а затем был вынужден продолжить путешествие в Риме, где его ждал суд императора:
28.11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, 28.12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. 28.13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, 28.14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. 28.15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. 28.16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его. 28.17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. 28.18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; 28.19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. 28.20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. 28.21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. 28.22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
В Риме, ожидая суда императора, Павел находился под домашним арестом. Прибытие апостола в столицу было вынужденным – расправы над Павлом желали иудеи Иерусалима и лишь право на суд императора помогло апостолу избежать жестокой расправы в Палестине. Несмотря на домашний арест, Павел и в Риме продолжал проповедовать. Послушать его приходили и местные иудеи, и язычники. И как повествует книга Деяний, многие из них благодаря апостолу Павлу приняли святое крещение:
28.23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. 28.24 Одни убеждались словами его, а другие не верили. 28.25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: 28.26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. 28.27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 28.28 Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. 28.29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. 28.30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, 28.31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
На этом книга Деяний заканчивается. Апостол Павел пробыл в заключении около двух лет и затем был освобожден. Впоследствии он вновь был схвачен во время антихристианских гонений, устроенных императором Нероном, и обезглавлен. Об этом печальном событии говорит нам уже устное предание Церкви.
Спасенное село. Дмитрий Косилов
В какой-то момент жизни, устав от городской суеты я начал подыскивать себе домик на земле. Поиски привели в одно село, где, еще будучи студентом, мне доводилось бывать. Красивое село с живописными видами на реку и величественным храмом на берегу. Но так было не всегда. Когда я студентом приезжал, здесь не было ни дорог, ни газа. Школа закрылась — слишком мало было учеников. А храм пребывал в полной разрухе. Словом, село потихоньку вымирало, и люди его покидали.
К счастью, неподалёку отсюда жил, трудился, молился и восстанавливал монастырь отец Ипполит, добрый и удивительно прозорливый батюшка! Про него рассказывали, что чудеса творил, людей исцелял.
К отцу Ипполиту приезжало много народу. Самого разного. И каждый со своей проблемой. Все хотели получить духовный совет, как разрешить сложные жизненные ситуации, просили молитв и благословений. Отец Ипполит утешал, советовал, а иногда давал всякого рода послушания, смысл которых не был очевиден.
Так, двум глубоко верующим бизнесменам, приехавшим к батюшке, дано было послушание восстановить храм в том самом селе! Сначала нелогичность подобного послушания вызвала непонимание и даже некоторый испуг. Как восстановить храм на селе? Зачем? Ведь село почти опустело, жители уехали поближе к областному центру! Не лучше ли восстановить монастырь или какой-нибудь храм в городе, где есть люди? Но чтобы не нарушить блгословения священника, решили начать, а там уж как Господь управит!
И случилось возрождение сельского храма, а с ним потихоньку стала оживать и сельская жизнь, пускай не такая активная, как в былые годы, но всё же Жизнь! Сюда, наконец, провели газ, дороги покрыли асфальтом. С Божьей помощью решались и другие вопросы. Люди начали скупать и ремонтировать старые домики, а некоторые даже принялись строить новые. И одним из этих людей стал я.
Теперь храм, возвышающаяся над обрывом извилистой речки, поражает красотой своей каждого, кто хоть раз побывал в этом месте. Церковь вновь стала подлинным центром села, перезвон её колоколов слышен далеко по окрестностям.
Это — удивительная история возрождения села через возрождение храма. Так она меня тронула, что именно поэтому и купил домик именно здесь!
И еще я понял, что данные нам послушания могут казаться нелогичными, но если мы их исполняем, они дают богатые, прекрасные плоды. Важно только, чтобы послушания эти была исполнены с кротостью и смирением.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
Сила слова. Анни Берг
Верующие люди не сомневаются в том, что слово имеет великую ценность. Схиархимандрит Илий Ноздрин сказал: «Если бы люди только знали, что за каждое слово их призовут к ответу в День Суда, мир бы утих». Мы знаем: пустословие — грех, так же как и сплетни, так же, как и брань.
«Дух празднословия не дай мне, Господи» — читаем в молитве Ефрема Сирина.
Словом был сотверен мир. Словом мы можем исповедать Бога и недавно я осознала, что похоже, одного слова может быть достаточно для отречения.
Моя давняя приятельница так увлеклась восточными учениями, что ушла в целительство, эзотерику. Она читает какие-то мантры и даже на огромных расстояниях людей якобы лечит. Или, как она говорит, целит. Я знала об этом, но не вдавалась в подробности её этой деятельности.
И вот заболела моя мама. Серьезный вирус с осложнениями. Забрали в больницу. Я в своем блоге написала просьбу о молитвах. Переживала страшно. И вдруг пишет мне эта целительница:
— Анна, я могу вылечить твою маму.
— Как???
— Мне нужно место и дата её рождения. Еще согласие.
— Какое согласие? Письменное?
— Нет, она просто должна сказать, что согласна.
— Она позвонить тебе должна и сказать?
— Нет, просто пусть скажет тебе, что она согласна.
— Просто нужно сказать?
— Да, этого достаточно.
Я поблагодарила за участие и объяснила, что мы уповаем на помощь с другой стороны — святых, Богородицы и Господа Бога. На этом разговор был окончен.
Мне стало страшно, что каждое наше слово настолько значимо! Одного слова достаточно, чтобы допустить к своей душе добрые или злые силы.
Перед сном мы читаем молитву: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». И спокойно засыпаем в надежде на Божье благословение. Но когда мы говорим: «Согласен на вмешательство в мою жизнь каких-то неведомых сил. Не надо удивляться последствиям».
Слово — великий дар от Бога. Им можно подбодрить, утешить, поддержать. И можно, оболгать, обличить, убить. И погубить душу.
«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» — говорит нам Евангелие от Матфея.
Я заказала сорокоуст о здравии, читала канон за болящего, молилась своими словами. Мама выздоровела с Божьей помощью. И ничьей больше.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Небольшая щелочка. Анна Тумаркина
С самых первых шагов в Церкви я учусь верить. Верить в Бога и верить Богу. Доверять. И лучше всего мне в этом помогают мои взаимоотношения с сыном.
Дети очень быстро растут. Причем, чем старше ребенок, тем, кажется, быстрее. Еще недавно мамочка страдала от недосыпа, с утра до вечера кормила, укачивала, гладила и стирала пеленки, и вот уже перед ней резвый и любознательный дошкольник и его любимое слово: «Почему»? Еще чуть-чуть и вчерашний надоедливый почемучка становится подростком: независимым и знающим все лучше всех. А некогда любимое им слово «почему?» сменяется фразой, от которой даже самым опытным и педагогически грамотным родителям становится не по себе. Эта фраза: «Мама, закрой дверь и не мешай».
Впервые услышав подобное я, мама подростка, отдала себе отчет: вот он, водораздел. Сын становится взрослым и закономерно отдаляется. Это нормальный процесс, ему нельзя, да и невозможно препятствовать, но ведь...
Но ведь это же моя деточка. Мой маленький котенок-ежонок, глядя на которого я все равно до конца жизни буду представлять его младенцем с пухлыми щечками и пяточками, похожими на пирожки. И теперь он хочет в большую жизнь, в которой любая безопасность иллюзорна. И от которой я не смогу его спасти, не смогу загородить собой, даже если захочу. Потому, что жизнь больше маленького домашнего мирка. И даже если бы мне удалось запереть сына в доме и накрепко привязать к себе, я бы просто сломала его и погубила. Сколько подобных примеров вокруг, смотреть больно, а чаще просто страшно.
Но как мне правильно взаимодействовать с сыном-подростком? Я не могу привязать его к себе, но ведь не могу и убежать в свою жизнь, оставив его наедине со всеми возрастными кризисами и проблемами?
И, кажется, я нашла ответ для себя. Не нужно заполнять все личное пространство ребенка собой, не нужно и убегать. Достаточно будет отойти на пару шагов, но не для того, чтобы не вмешиваться. Нужно оставить небольшую щелочку между собой и ребенком. Не для себя и не для него. Для Бога. Дать Ему действовать в своей жизни и в жизни сына. Дух дышит где хочет, но нет дыхания там, где нет свободного пространства. Потому, что при всем желании ни я, ни любой другой член семьи, будь он хоть педагогический гений, не сможет помочь и направить сына всегда и во всем.
Но у нас есть возможность заинтересованно наблюдать. Приходить на помощь тогда, когда он просит об этом. Иногда помочь советом. А самое главное — молиться.
Я утверждаюсь в своем доверии Богу, когда смотрю на икону «Введения во храм пресвятой Богородицы»! Ей было 3 года. Что чувствовали ее родители, отпуская от себя ребенка не фигурально, когда он сидит рядом в соседней комнате, просто мыслями в своем мире, они отпускали буквально.
Девочка, будущая Богоматерь шла к Богу. И осталась жить в Храме, отдельно от родителей. А они и верили Богу, и верили в Бога и абсолютно доверяли!
Господи, дай мне сил так же отойти в сторону и молиться. Молиться, а все остальное спокойно возложить на Господа. Потому, что для Него нет ничего невозможного.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение