Псалом 21. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 21. Богослужебные чтения

Псалом 21. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Когда я впервые прочитал пророчества преподобного Космы Этолийского — святого XVIII века — я был шокирован. Казалось, за 200 лет до появления телефонии, телевидения, социальных сетей, авианосцев и ракетной техники, этот святой словно бы всё это уже видел своими глазами — и описал в своих пророчествах.
Сегодня в храмах читается 21-й псалом — который тоже представляет собой такое же видение событий, который произойдут в будущем — только не через 200, а через целую тысячу лет! Давайте послушаем.

Псалом 21.

1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».

10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Перед нами — один из самых пронзительных и таинственных псалмов Давида. Он начинается криком одиночества и оставленности: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» — и завершается вселенской победой: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли».

В этом переходе — история всего человечества, страдающего и возрождающегося, история Христа Спасителя, история всей Церкви, история души каждого человека. Христос произносит первые слова этого псалма на кресте (Мф 27:46; Мк 15:34), и весь псалом становится тайным свидетельством Голгофы, написанным за тысячу лет до Рождества Христова.

Потрясает детальное описание того, что происходит во время Распятия: «пронзили руки и ноги мои» — это буквальное пророчество о гвоздях, которыми был приколочен ко Кресту Спаситель. «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» — о воинах, бросающих жребий, кому достанется хитон Христов. Тут же — насмешливый выкрик из толпы — «Пусть придёт Отец Небесный спасти Его!» Складывается впечатление, что автор псалма просто стоит у подножия Креста и очень эмоционально, с полным погружением в суть происходящего, описывает то, что видит. И эта точность шокирует ещё больше, чем буквализм пророчеств Косьмы Этолийского.

Но псалом — при всей трагичности изложения — имеет и разрешение драмы. В нём есть момент перехода — когда молитва оказывается услышанной, и мы видим, как личная скорбь предельного умаления — или как это называли святые отцы, «Божественного кенозиса» — самоумаления — претворяется во вселенский гимн торжества победы Бога над тлением и смертью. Драма богооставленности раскрывается в литургию космоса — где Тот, Кто был позорно распят, становится «средоточием» бытия, точкой глобальной «пересборки» мира уже не на «закваске греха непослушания» — но на новой «закваске» предельной верности воле Отца Небесного.

Богослов Павел Евдокимов называл этот переход «евхаристическим поворотом» — из боли в благодарение. Псалом становится иконой Богочеловеческой драмы, где Бог, ставший человеком, проходит путь человеческой покинутости, чтобы в самой глубине страдания воскресла песнь хвалы.

Когда к душе подкатывает чёрная, кажущаяся непреодолимой, тоска — именно этот псалом помогает не сбежать от неё малодушно, не пытаться обезболить — но с верой войти в самый ад души — и этой же верой прожить таинство Христова Воскресения, в свете которого уже никакие беды и горести не могут быть сильнее нас!...

Мы в соцсетях

Также рекомендуем