Калерия Волкова выросла на сказках, которые сочинял и рассказывал ей дедушка. Он и сам был, как из сказки, одна из которых прославила его на весь мир. Читатели детских библиотек месяцами ждали своей очереди, чтобы получить «Волшебника Изумрудного города». А маленькой Калерии повезло: дома было много книг о приключениях девочки Элли и её друзей. И их автор всегда был рядом – лучший на свете дедушка Александр Волков.
Редкое имя внучке дал именно он. Так звали его жену, которая до рождения малышки не дожила. Александр Мелентьевич, любивший необычные имена, и своих сыновей нарёк Вивианом и Ромуальдом. Писатель мечтал о дочке, а появлялись у него мальчики. Поэтому Калю он считал подарком свыше.
Большая семья Волковых жила в крошечной квартирке на окраине Москвы. Отец Кали работал, у мамы всё время отнимали младшие сыновья-близнецы. «И меня приватизировал дед», - говорила Калерия Вивиановна. В детстве она была уверена, что у неё два отца: один – папа Виля, а второй – папа Саша. «Папа Саша» и воспитал девочку. Для неё он каждый день на ходу придумывал сказки. Если внучка, например, не хотела есть, дед рассказывал о маленьком Миклушечке, который обитает у неё в животе. Живот урчит, значит, Миклушечка просит еды. Жалостливая Каля слушала и ела.
Совместных радостей деда и внучки прибывало с каждым годом. Александр Мелентьевич научил Калю читать. Потом они вместе стали ездить на рыбалку, потом вместе делали уроки и вместе плакали над хорошими фильмами, даже если смотрели их не по одному разу. И в чудеса верили тоже вместе: два ребёнка - маленький и большой. Верующий христианин – Волков и внучке передал трепетное отношение к религии. Калерия Вивиановна говорит, что когда она заходит в церковь, всегда как будто разговаривает с дедом.
Когда Волков готовил второе дополненное издание своего «Изумрудного города», внучка наблюдала за баталиями, которые происходили между дедом и художником книги. Волков, отстаивая свою точку зрения на то, какой должна быть главная героиня, показывал на Калю: «Да я всё знаю про маленьких девочек! Вон у меня внучка - Элли ровесница!».
Время бежало, а новые поколения читателей всё просили Волкова написать продолжение приключений Элли. И он – добрейшей души человек, писал, понимая, что этим помогает сохранять ребятам детство. Каля уже вышла замуж, когда случился курьёз. Увидев свидетельство о браке внучки, дед неожиданно сделал открытие: «Боже мой, а ведь Элли за двадцать пять лет выросла! Как же я её отправлю в Волшебную страну? Взрослым туда нельзя!». И тут же заменил героиню на её малышей-племянников, о существовании которых пять минут назад даже не подозревал.
Калерия Вивиановна стала учителем математики. Этим она пошла в деда – он тоже преподавал точные науки. Литературу называл своим хобби и очень стеснялся собственной известности. Каля даже не думала никогда, что живёт в семье знаменитого писателя. И удивлялась, наблюдая сцену в поликлинике, когда врач спросила Волкова, не он ли написал «Волшебника»? Дед смутился и ответил: «Тёзка-однофамилец».
Александр Мелентьевич скончался в 1977 году. Но в его квартире всё остаётся прежним. Калерия Вивиановна сохранила не только обстановку, но и атмосферу, которую создал Волков. Она сделала это не для того, чтобы не расставаться с детством, главное место в котором занимал дед, а для подрастающего поколения семьи: своих корней забывать нельзя.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница