«Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее», - мечтал детский писатель и один из лучших педагогов 20-ого века Януш Корчак. Он не только мечтал, он действовал, делая всё, что в силах сделать взрослый человек для детей.
Генрик Гольдшмит – это настоящее имя Корчака, родился в Варшаве в семье адвоката. Мальчику исполнилось 11 лет, когда умер его отец. Нужно было зарабатывать на жизнь, и Генрик стал репетитором, а после окончания гимназии поступил в университет на медицинский факультет. Именно тогда и появился писатель Януш Корчак. Под этим именем Генрик печатал в журналах свои первые рассказы.
В 1904 году Корчак начал работать в детской больнице. Насмотревшись на страдания малышей из бедных семей, он стал думать о том, что можно сделать для того, чтобы не было грязных, оборванных и голодных ребятишек. Вскоре вся Варшава заговорила о гуманном докторе – «докторе бедняков», как прозвали Корчака за то, что неимущих он лечил бесплатно и отдавал им почти все свои деньги на лекарства.
Вскоре Януш стал членом правления общества «Помощь сиротам» и решил создать детский дом. Сам разработал проект здания, подключил к проекту богатых филантропов, контролировал строительство. «Дом Сирот» Корчака открылся в 1911 году. Януш стал его директором, поставив спонсорам условие: они не будут вмешиваться в воспитательный процесс. Уже вскоре «Дом сирот» называли «гордостью Польши». Это было настоящее детское государство со своим правительством, министерствами, газетой, товарищеским судом. Корчак пару раз сам подал на себя в этот суд. Один раз за то, что вспылив, обидел ребёнка, в другой за то, что заподозрил девочку в воровстве, которого она не совершала. И ребята в первом случае оправдали своего «Пана доктора», а во втором вынесли ему порицание.
Работу Корчака прервала Первая Мировая война. Януш ушёл на фронт, а вернувшись открыл в Варшаве ещё один приют - «Наш дом». Здесь жили дети политических заключённых. Это были настоящие польские гавроши, найти с ними общий язык оказалось очень непросто, но Корчак сумел сделать детей своими союзниками. Помогла трудотерапия. Воспитанники сами наводили порядок в комнатах, убирали двор, помогали на кухне, работали в мастерских. За хорошую работу получали премии. Корчак считал, что только заработав деньги своим трудом, ребёнок научится ценить их.
Чтобы дети могли отдыхать летом, Корчак с помощью одного из варшавских
богачей, построил за городом виллу. У воспитанников было своё знамя зелёного цвета – цвета надежды. И когда летом они выезжали на виллу, варшавяне, завидев зелёное полотнище, говорили: «Идут дети Корчака».
«Прибежищем добра и света» называли в Польше приюты «Наш дом» и «Дом Сирот». Один из воспитанников последнего, уже став взрослым, писал своему учителю: «Если бы не этот дом, не знал бы я, что существуют в мире добрые и честные люди. Не знал бы, что есть в мире справедливость». Кстати, сам Корчак жил вместе с ребятами в «Доме сирот» в комнатке на чердаке. Здесь были написаны необыкновенные детские повести: «Король Матиуш Первый», «Матиуш на необитаемом острове», «Когда я снова стану маленьким». Многие состоятельные поляки, влюблённые в произведения Корчака, делали крупные пожертвования его приютам.
В 1942 году вместе со своими воспитанниками Корчак оказался в немецком лагере смерти Треблинка. Мог уехать, спастись - друзья сделали ему фальшивые документы. Но старый доктор отверг такой шанс на жизнь, сказав: «Не оставишь своего ребёнка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?». Корчак погиб вместе с детьми. Говорят, что он до последней секунды рассказывал им сказки. На месте гибели учителя и его учеников стоит простой, строгий камень. И слова на нём написаны простые, строгие, единственно уместные: «Януш Корчак и дети».
16 сентября. О тульских святых
Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема







