
Фото: Darren Bockman/Unsplash
Вскоре после распятия Иисуса Христа стали происходить события, которые не только поразили Его учеников и подвигли их бесстрашно проповедовать Истину. Спустя много веков изучение этих событий привело к вере немало скептиков, атеистов, которые скрупулёзно прорабатывали Евангелие, ища доводы против христианства.
Но вернемся к истории. В первые дни после распятия Спасителя его ученики в страхе скрывались, уже решив, что все проповеди их Учителя оказались тщетными и их самих ждет горькая участь. Ангел сказал: Христа в гробу нет, Он воскрес. Жены-мироносицы были так поражены этим, что, как пишет апостол и евангелист Марк, «никому ничего не сказали, потому что боялись». Позже к гробнице пришли апостолы Иоанн и Петр, но никаких чудесных явлений не увидели и вернулись в город, недоумевая, куда же делось тело Учителя. А Мария Магдалина, пришедшая за ними следом, осталась и плакала. И вдруг увидела двух ангелов, а потом — и Самого Иисуса Христа. Но Он предстал перед ней в преображенном виде — и она предположила, что это садовник. Только когда Спаситель назвал ее по имени, Мария увидела: перед ней Господь.
О таком же чуде засвидетельствовали в тот же день два ученика Христа — Лука и родственник Спасителя, Клеопа. Они находились довольно далеко от Иерусалима, шли по дороге к селению Еммаус. К ним присоединился Христос, но они не узнали его. Он напомнил им, потрясенным недавними событиями, о предсказаниях пророков о Себе. И только тогда открылся им. А во время совместной трапезы в Еммаусе ученики Христа стали свидетелями нового чуда: Спаситель преломил хлеб, напоминая о Тайной Вечере, и... тут же сделался невидим... И когда они пришли в Иерусалим и стали рассказывать другим ученикам о случившимся, только тогда Господь явился и самым близким своим ученикам. Те испугались и сочли Его призраком. И пришли в себя, только после того, как Господь попросил еды. Они предложили ему свой скромный ужин — печёную рыбу и мёд. А немногим позже Господь встретил своих учеников на берегу Галилейского Они ловили рыбу, но безуспешно. Господь велел с берега закинуть сети на правую сторону; улов был велик.
Что же поражало и убеждало спустя века скептиков, всерьез изучавших Евангелие? Именно то, что горстка испуганных и боявшихся гонений и казни учеников Иисуса Христа вдруг забывает о страхе и выходит на проповедь в совершенно враждебную для них среду. На протяжении многих лет и на разных дорогах они рассказывают о Воскресении Христа. Часто им не верят, изгоняют, подвергают истязаниям. Но они продолжают говорить о Спасителе мира и, не отрекаясь от своих слов, бесстрашно идут на мученическую смерть. Значит, они действительно видели воскресшего Учителя!
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Псалом 24. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Если спросить у людей, приходящих в Церковь, для чего они в неё пришли, кто-нибудь скажет — помолиться Богу, кто-нибудь — причаститься, кто-нибудь — послушать проповедь... Но для чего стоит приходить в Церковь прежде всего? Ответ на этот вопрос звучит в 24-м псалме, который согласно уставу, может считаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 24.
Псалом Давида.
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетён.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Почитав Евангелие, мы поймём, что за Христом ходило довольно много людей. Однако это совсем не означало, что все они доверяли Ему, почитали Его и считали себя Его учениками. Часть из них ходила за Ним, потому что была поражена Его чудесами, часть для того, чтобы найти в Его проповеди противоречия и в конце концов обвинить в неправоте... И лишь часть, для того, чтобы от Него научиться, чтобы стать Его учениками. Мы редко думаем об этом, но в действительности очень важно, что встреча с Богом обязательно предполагает этап ученичества. Порой люди ищут Бога не для того, чтобы научиться от Него праведному пути, но для того, чтобы рассказать о себе, поговорить с ним о своих нуждах и проблемах, попросить о помощи в решениях... А ведь встреча с Творцом, Который вложил в мир Свои законы и сотворил его в соответствии со Своей волей, должна предполагать доверие и вопросы: Господи, что такое моя жизнь? Господи, чего Ты ждёшь от меня лично? Господи, каким я должен быть с Твоей точки зрения? И это единственный путь, который предполагает, что всё остальное будет воспринято правильно.
Сегодняшний псалом начинается с очень важных слов. Давид говорит Богу: «К Тебе возношу я душу мою». Он не говорит: «Ты сойди ко мне и устрой мою жизнь...». Не говорит: «Просто прислушайся ко мне и будь ближе...», но «Господи, я хочу быть ближе к Тебе». Понятно, что псалмопевец беспокоится в том числе и о своей земной жизни, ведь его преследуют враги, он испытывает чувство вины за совершённый грех... Всё это кажется ему тяжёлой ношей, и эту ношу он приносит к Богу, потому что видит в Нём Того, Кто может его спасти. Но спасти не для того, чтобы он дальше жил, как ему заблагорассудится, а для того, чтобы он научился у Бога тому, как жить. В этом смысле псалом оказывается подлинной школой смирения, потому что Давид готов забыть о том, что он царь, и стать учеником Божиим, готов отказаться от грехов и от пути неправедного, чтобы обрести свой путь в чистоте и правде Божией. Иногда кажется, что смирение как добродетель требует от человека чуть ли ни унижения, но на самом деле только смирение по-настоящему возвышает. Ведь только отказавшись от греховной самости, каждый может обрести себя как чадо Божие.
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 24. На струнах Псалтири
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.