
Фото: PxHere
Крашеное яйцо, творожная пасха и кулич уже давно стали символами пасхального стола. После длительного Великого поста христиане разговляются ими по его окончании, вернувшись домой с праздничного пасхального богослужения. Крашеное яйцо — возможно, самое древнее церковно-обрядовое кушанье. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо было особым даром. Мария Магдалина преподнесла его римскому императору Тиберию, как символ новой жизни, и объявила о Воскресении Христа словами «Христос воскресе!». То яйцо было обычным, белым. Но когда император сказал с усмешкой, что не верит в Воскресение, как и в то, что куриное яйцо может быть красным, оно в его руках изменило свой цвет. Из этого предания и родился обычай дарить друг другу яйца на праздник Пасхи, «христосоваться» ими.
На Руси после введения христианства равноапостольным князем Владимиром пасхальное яйцо стало важной частью христианских обычаев. Яйца, по обычаю, варили и красили на Страстной Неделе, в Великий Четверг. В Пасхальное Воскресенье разговлялись в первую очередь именно ими, а уж потом — творожной пасхой и куличом. А по окончании Пасхальной Недели, на Радоницу приносили крашеные яйца на кладбища — своим покойным родственникам как знак будущего воскресения из мертвых.
История пасхального кулича тоже уходит корнями в глубокую древность. Одни историки считают, что слово пришло из греческого языка: «кулиз» — это хлеб круглой или овальной формы. Другие видят в нем древнеславянское слово «колача», то есть «дитя солнца»: славяне пекли обрядовый заквашенный хлеб весной, в преддверии сева. Кулич стал символом не только Воскресения Спасителя, но и Его незримого присутствия за пасхальным столом. В Древней Руси одно место хозяева оставляли свободным — и ставили кулич на стол перед ним, напоминая о невидимом присутствии Христа.
Творожная пасха — особое блюдо из творога, которое готовят один раз в году — к пасхальному столу. Такой обычай долгое время был распространен не столь широко — лишь в северных и центральных районах России. На юге и на Украине пасхой называли только кулич. Считается, что творожная пасха символизирует Гроб Господень и, кроме того, замещает собой ветхозаветного агнца — ягнёнка, которого приносили в жертву к празднику еврейского «песаха», ветхозаветной Пасхи. Для приготовления пасхи нужен творог высшего качества —свежий, сухой и однородный. В него добавляются сливочное масло, сливки или сметана, иногда — изюм. Часто в пасху добавляют яйца, пряности, миндаль, цукаты, украшают разными сладостями.
Издавна в России крашеные яйца, кулич, пасху полагается освящать в церкви по окончании ночного пасхального богослужения. В Светлое Христово Воскресенье они занимают самое почетное место на праздничном пасхальном столе.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Псалом 24. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Если спросить у людей, приходящих в Церковь, для чего они в неё пришли, кто-нибудь скажет — помолиться Богу, кто-нибудь — причаститься, кто-нибудь — послушать проповедь... Но для чего стоит приходить в Церковь прежде всего? Ответ на этот вопрос звучит в 24-м псалме, который согласно уставу, может считаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 24.
Псалом Давида.
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетён.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Почитав Евангелие, мы поймём, что за Христом ходило довольно много людей. Однако это совсем не означало, что все они доверяли Ему, почитали Его и считали себя Его учениками. Часть из них ходила за Ним, потому что была поражена Его чудесами, часть для того, чтобы найти в Его проповеди противоречия и в конце концов обвинить в неправоте... И лишь часть, для того, чтобы от Него научиться, чтобы стать Его учениками. Мы редко думаем об этом, но в действительности очень важно, что встреча с Богом обязательно предполагает этап ученичества. Порой люди ищут Бога не для того, чтобы научиться от Него праведному пути, но для того, чтобы рассказать о себе, поговорить с ним о своих нуждах и проблемах, попросить о помощи в решениях... А ведь встреча с Творцом, Который вложил в мир Свои законы и сотворил его в соответствии со Своей волей, должна предполагать доверие и вопросы: Господи, что такое моя жизнь? Господи, чего Ты ждёшь от меня лично? Господи, каким я должен быть с Твоей точки зрения? И это единственный путь, который предполагает, что всё остальное будет воспринято правильно.
Сегодняшний псалом начинается с очень важных слов. Давид говорит Богу: «К Тебе возношу я душу мою». Он не говорит: «Ты сойди ко мне и устрой мою жизнь...». Не говорит: «Просто прислушайся ко мне и будь ближе...», но «Господи, я хочу быть ближе к Тебе». Понятно, что псалмопевец беспокоится в том числе и о своей земной жизни, ведь его преследуют враги, он испытывает чувство вины за совершённый грех... Всё это кажется ему тяжёлой ношей, и эту ношу он приносит к Богу, потому что видит в Нём Того, Кто может его спасти. Но спасти не для того, чтобы он дальше жил, как ему заблагорассудится, а для того, чтобы он научился у Бога тому, как жить. В этом смысле псалом оказывается подлинной школой смирения, потому что Давид готов забыть о том, что он царь, и стать учеником Божиим, готов отказаться от грехов и от пути неправедного, чтобы обрести свой путь в чистоте и правде Божией. Иногда кажется, что смирение как добродетель требует от человека чуть ли ни унижения, но на самом деле только смирение по-настоящему возвышает. Ведь только отказавшись от греховной самости, каждый может обрести себя как чадо Божие.
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 24. На струнах Псалтири
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.