В интернете можно довольно часто встретить неоязычников - людей, которые пытаются вернуться к своим этническим дохристианским верованиям. Славянским, финно-угорским, кельтским, германским или еще каким-нибудь. Реконструкция таких верований может быть убедительной или нет - но главная проблема, которая возникает в этом случае, это проблема их соотношения с реальностью. Существуют ли на самом деле боги этих реконструированных религий? Для людей, которые поклонялись им столетия назад, такого вопроса не возникало - они верили, что боги, к которым они обращаются, совершенно реальны, и их доброе расположение необходимо для выживания общины. Для людей в ту эпоху мир был очень небольшим - практически везде жизнь абсолютного большинства людей не выходила за рамки их деревни; дети вырастали и становились стариками, поколения сменялись, горизонт оставался таким же. У людей просто могло и не быть оснований сомневаться в том, что боги - реальны, а традиции их племени сообщают о них истину.
Сегодня мы просто не можем вернуться в мир племенных богов. Мы не можем перестать знать то, что знаем - а мы знаем, что живем в огромном мире, населенном множеством разных этнических групп со своими богами. Это неизбежно ставит вопрос об их истинности - чьи боги существуют на самом деле?
Мне доводилось беседовать с “русскими язычниками” (они так себя назвали) и я спрашивал - а “русские боги” существуют для нерусских? Может ли, скажем, чернокожий человек обратиться к “русским богам” и быть услышанным? На этом дискуссия застревала, потому что если к “русским богам” могут обращаться нерусские, “боги” утрачивают свою русскую специфику, а если не могут - то их реальное существование оказывается под вопросом. Невозможно же существовать для русских и не существовать - для всех остальных. Поэтому никак не получится жить в XXI веке, иметь доступ в интернет и верить в реальное существование древних племенных богов. Можно только верить в Бога, одинаково реального для всех.
Не существует одной реальности для русских, другой - для ирландцев и третьей - для индейцев кечуа. Реально существующий Бог не может быть племенным богом - Он не Бог исключительно евреев, или греков, или кельтов, или славян. Он Бог всех народов, Творец неба и земли.
Вера во Христа - это не вопрос этнической идентичности; есть только одна уважительная причина верить во что-либо - потому, что это - истина. Мы верим в Бога, потому что он - в отличие от Перуна, или Тора, или Луга, или прочих языческих богов, существует на самом деле.
Бог действительно воплотился в Иисусе Христе, умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Он есть праведный и спасающий Царь всех народов. Человек любого этнического происхождения, обратившись к Нему, обретет прощение грехов и жизнь вечную.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема