
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Самое популярное критическое замечание в адрес Церкви и верующих — как Бог допускает существование зла? Зачем он сотворил мир таким ужасным — с преступлениями, войнами, стихийными бедствиями?
Но дело в том, что Господь сотворил мир совсем другим. И человек из-за грехопадения сам лишил себя этой полноты бытия.
Когда-то мир земной был един с миром небесным. Человек в нём занимал место младшего ребёнка. У него были старшие братья по Творению, бесплотные духи — ангелы. Но это единство по воле человека было разорвано. В мир земной вошли грех, страдание и смерть. У ворот рая Господь поставил грозного стража — херувима, и Царство Небесное закрылось для людей. Но Создатель не оставил попыток исправить случившееся, спасти человека.
На следующий день после Благовещения Православная Церковь празднует Собор архангела Гавриила. Два этих праздника помещены рядом не случайно.
«Ангел» в переводе с греческого означает «вестник», «посланник». По воле Божией ангелы посещают землю, но люди лишены возможности их видеть, если на то нет позволения Отца Небесного. Ангелы объявляют человеку волю Господню, иногда помогают, а порой — наказывают отдельных людей или целые народы.
Архангел Гавриил и раньше возвещал человечеству о грядущем явлении Спасителя. Имя Гавриил означает «крепость» или «сила Божия», а «архангел» — это титул, то есть «старший над ангелами». Гавриил вдохновлял пророка Моисея, когда тот писал книгу Бытие. Пророку Даниилу он открывал грядущие судьбы народа Израиля. По преданию, Гавриил явился праведной Анне с вестью о том, что она родит Деву Марию. Архангел явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя.
И вот архангел Гавриил явился Деве Марии с самой радостной вестью на свете — что ворота рая могут опять открыться перед людьми. «Радуйся, Благодатная!» — обратился к Деве посланник. — Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!»
Отцы Церкви считают, что ангелы лишены всезнания и предвидения — это качества Отца Небесного. Поэтому им был неведом Промысл Божий относительно спасения людей. В момент Благовещения и воплощения Сына Божия на земле ангельский мир тоже застыл в изумлении и восторге: Творец послал Своего Сына, чтобы искупить грехи людей, чтобы даровать им прощение и возможность воссоединиться с Царствием Небесным. Господь освятил собою человеческую природу. И весь род людской, как блудный сын, был принят обратно в дом Своего Отца.
Все выпуски программы Благовещение
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











