21 сентября жители нашей страны могут стать участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах.
Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом.
Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии.
Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
Суета была неуместна под этим кровом;
изумлённая соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл.
Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии.
О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени.
Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо».
Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия.
Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам.
А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой.
Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре.
Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа.
О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».
В данной программе использованы материалы телеканала "Россия 24", телеканала "ТВ Центр", информационного портала "МИР24. net", канала "Jewish News One".
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко люди, совершающие вполне сознательные грехи, в качестве оправдания говорят, что поступают так, потому что праведный путь для них слишком труден. Конечно, осуждать никого не стоит, потому что всей жизни, всех обстоятельств, всех сил человечека мы знать не можем... Но для себя самих бывает вполне полезно задуматься о том, как удержаться от греха в сложных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Историй о героических поступках немало. В честь героев называют улицы, их подвиги описывают в газетах и на стендах, обсуждают с детьми в школах. Иногда это довольно известные люди, учёные, полководцы, а иногда совсем простые, вроде Ивана Сусанина, который был крепостным крестьянином. Но бывают поступки, о которых неизвестно практически никому, кроме тех, кто их совершает. Более того, иногда это и не поступки вовсе, а их отсутствие... Скажем, можно вспомнить слова, которые обратил к воинам Иоанн Креститель: никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь жалованием. Кажется, что это очень просто, но в ситуации, когда остальные ведут себя иначе, простые вещи становятся трудными и обыкновенная честность оказывается сродни подвигу. Когда ты понимаешь, что немного меньше принципиальности позволит тебе повысить качество жизни, может быть обновить машину или даже улучшить жилищные условия, но оказываешься не готов ломать собственную совесть, это может восприниматься как глупость окружающими, но оказывается очень ценно перед Богом. И речь даже не столько про формальное соблюдение норм, сколько про искреннее стремление жить по правде, которое всегда предполагает подлинную заботу о людях, в том числе и тех, чья жизнь зависит тебя.
Но что может стать основой такой жизни? Современные люди дают разные ответы, а библейский ответ один — вера в Бога. Именно поэтому, рассказывая о жизни святых, апостол в отрывке, который мы услышали, говорит, что они действовали верой. Верой побеждали царства, верой творили правду. То есть они делали всё это, будучи уверены, что Бог и Его воля важнее сиюминутных выгод, которые в древности можно было получить, например, принеся жертву идолам, а в наше время обокрав кого-нибудь, получив взятку, поступившись заповедями тем или иным образом. Сегодня это не для всех очевидно, но ученики Спасителя совершенно не разделяли веру и верность заповедям. Они жили верой вне зависимости от обстоятельств, хороших или плохих, внешне побеждали и внешне проигрывали, но шли к цели, намеченной для них Богом. И не просто шли... Столетиями они призывали других идти за собой, как сегодня призывают нас. В сложных жизненных обстоятельствах нам может быть страшно, ведь мир, в котором мы живём, диктует нам свои правила. Однако образ святых — апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных призывает нас, несмотря ни на что, прежде всего ориентироваться на правила Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Варе из Алтайского края активную инвалидную коляску

Когда ребёнок по причине болезни лишается движения, он теряет и возможность участвовать в происходящем вокруг. Активная инвалидная коляска её возвращает. Она создана специально для детей с тяжёлыми нарушениями. Этой коляской, в отличие от обычной, они могут с лёгкостью управлять сами. Такая техника — незаменимый инструмент для игры и познания мира.
Благодаря слушателям Радио ВЕРА у пятерых подопечных фонда «Игра» уже появились активные коляски. У всех ребят есть двигательные нарушения, и ходить они не могут. Но с этой современной техникой, каждый из них стал более независимым от взрослых.
Девятилетняя Тася, получив активную коляску, первым делом поехала на кухню и налила себе воды. Для неё было важно сделать это без помощи близких. И теперь она всё, что может, стремиться выполнять сама. Также девочка стала гораздо увереннее чувствовать себя на сцене. Ведь Тася профессионально занимается вокалом и часто выступает на разных конкурсах и фестивалях.
Активная инвалидная коляска — удобная и безопасная. Она дарит детям свободу передвижения, а ещё помогает укрепить мышцы рук и спины.
Сейчас в такой же технике нуждается трёхлетняя Варя из Алтайского края. Врачи уже подобрали для неё нужную коляску, которая учитывает всё её особенности — и, к сожалению, для Вариной семьи она стоит слишком дорого.
Подарить маленькой Варе возможность активно познавать мир, можно сделав любой благотворительный взнос на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«1-е воскресенье по Пятидесятнице. День Всех святых». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:33-12:2) и Евангельского (Мф.10:32-33, 37-38 ,19:27-30) чтений в 1-е воскресенье по Пятидесятнице, о дне Всех святых, а также о днях памяти перенесения мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву, святителя Никифора, патриарха Константинопольского, преподобного Мефодия, игумена Пешношского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица