21 сентября жители нашей страны могут стать участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах.
Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом.
Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии.
Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
Суета была неуместна под этим кровом;
изумлённая соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл.
Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии.
О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени.
Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо».
Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия.
Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам.
А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой.
Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре.
Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа.
О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».
В данной программе использованы материалы телеканала "Россия 24", телеканала "ТВ Центр", информационного портала "МИР24. net", канала "Jewish News One".
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Сергей Фудель и его отец, священник Иосиф Фудель

Фото: Annie Smurova / Unsplash
В творчестве писателя, богослова и литературоведа середины ХХ столетия Сергея Фуделя особое место занимает мемуарная проза. Судьба его была непростой — гонения за веру, аресты, ссылки, лагеря... Но в воспоминаниях Сергея Иосифовича все жестокие перипетии его жизни отходят на второй план, а вперёд выступает фигура отца — протоиерея Иосифа Фуделя, настоятеля Покровской церкви при Бутырской тюрьме, а позже — московского храма Николая Чудотворца в Плотниках. Отец был для Сергея Иосифовича не только самым близким человеком, но и высоким образцом пастыря, примером подвижнической христианской жизни.
Говоря об отце, Сергей Фудель прежде всего сосредотачивался на его духовных качествах. Домашних, бытовых подробностей, в автобиографических произведениях Фуделя найдётся, пожалуй, не много. Но они всё же есть, и по-настоящему трогательны. Например, Сергей Иосифович вспоминает, как накануне Рождества 1905 года он, пятилетний малыш, вместе со старшими сёстрами Машей и Ниной отправился в магазин канцелярских принадлежностей. В кулачке маленький Серёжа сжимал двугривенный. Эти деньги он сэкономил на сладостях. Тогда он купил для папы первый самостоятельный рождественский подарок — перьевую ручку. А летом того же года родители взяли мальчика с собой в монастырь Оптину пустынь. Сергей Фудель с теплом вспоминал эту поездку: «Есть особое чувство детского благополучия, когда всё хорошо и папа с мамой рядом. Это чувство живёт у меня от крестного хода среди полей под широкий монастырский благовест». Запомнил он и паломничество в Шамордино, женскую обитель под Калугой, в 12 верстах от Оптиной пустыни. В пролётке мальчик сидел, крепко прижавшись к отцу. И наблюдал как тот, в рясе, с наперсным крестом, благословляет по дороге кланяющихся ему богомольцев. Поля, луга, леса, синее небо над головой — первые ощущения Родины и красоты Божьего мира навсегда остались для Сергея Иосифовича связанными с образом отца.
В детстве и юности Сергей видел, как деятельно заботится отец о своей пастве. Фудель вспоминал, что в их доме, в прихожей, отец Иосиф повесил медную кружку с надписью: «Приходским бедным». И все, кто приходил в гости, мог пожертвовать на благое дело. Сергей часто бывал на богослужениях, которые свершал его отец. На Пасхальную службу каждый год семья Фуделей собиралась в отцовском Никольском храме. Правда, однажды, лет в пятнадцать, Сергей нарушил эту традицию, и уехал на Пасху в Зосимову пустынь. Позже он делился в своих воспоминаниях, как сильно тогда его потянуло домой, к отцу, служившему в своём храме Пасхальную заутреню.
Священник Иосиф Фудель отошёл ко Господу в октябре 1918-го года во время эпидемии «испанского гриппа». После его кончины Сергей часто возвращался к одному и тому же воспоминанию, как он стоит в толпе на паперти Николо-Плотниковской церкви в Москве. И отец, в отблесках свечей, запевает пасхальный канон. Любимому отцу Сергей Иосифович Фудель посвятил трогательное стихотворение:
Когда капель весны покажет,
Что начался Великий Пост,
Ты на божественную стражу
Шёл сердцем тих, душою прост.
И не сказать теперь словами,
Как жизнь была с тобой тепла,
Когда в Четверг Страстной над нами
Свой счёт вели колокола.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Священник Николай Боголюбов и его сыновья

Фото: Chris Lawton / Unsplash
Братья Боголюбовы — Николай, Алексей и Михаил — известные учёные ХХ века. Николай Николаевич — физик. Алексей Николаевич — математик. Михаил Николаевич — филолог, языковед. Все трое — академики. И верующие люди. Братья не раз говорили, что открыл им двери в науку и научил вере отец — священник Николай Михайлович Боголюбов.
Он и сам был учёным — выпускник Московской духовной академии, вольнослушатель курсов по истории раннего христианства Берлинского университета, Николай Михайлович был профессором богословия киевского Императорского Свято-Владимирского университета. А ещё служил настоятелем университетского домового храма. Другими словами, человеком отец Николай Боголюбов был крайне занятым: богослужения, преподавательская деятельность, научная работа. Но даже при таком напряжённом графике он старался как можно больше времени проводить с семьёй: супругой Ольгой Николаевной и тремя сыновьями, Мишей, Алёшей и Котей — так по-домашнему ласково родители и братья звали Николая. Средний сын, Алексей Николаевич, впоследствии оставил мемуары, в которых рассказал о семейных буднях Боголюбовых.
С самого детства мальчики помогали отцу во время богослужений — читали Псалтирь, прислуживали в алтаре. Ранним утром, взявшись за руки, они шли в храм. По пути обсуждали с отцом Николаем эпизоды из Священной истории. Мальчики рано научились читать, и к своим 6-7 годам прекрасно знали Библию. На Рождество ребята ходили по домам славить Христа в красивых костюмах, которые специально к этому дню шила им мать. Ольга Николаевна Боголюбова тоже была глубоко верующей женщиной. Она окончила Нижегородскую консерваторию и работала учительницей музыки. Занималась она и с сыновьями — всех троих научила неплохо играть на фортепиано. И всё же с самых юных лет научная деятельность привлекала братьев куда больше музыки. Примером служил отец. Для работы над докторской диссертацией по богословию отец Николай дома оборудовал себе уголок в общей зале. В семье, когда рядом были самые близкие люди, ему работалось лучше, чем в уединении. Мальчики видели, насколько увлечён работой их отец. И делали выводы: значит, научная деятельность — это очень интересно! Подражая отцу, они тоже писали «научные работы» — брали из библиотеки какую-нибудь книгу, садились за стол и с важным видом старательно что-нибудь оттуда переписывали. А начинали они свои диссертации одинаково, со слов: «Папа сидит и пишет книгу». В свободное время отец занимался с Колей, Алёшей и Мишей — учил их иностранным языкам и практически всем предметам начальной школы. Так что в гимназию они поступили хорошо подготовленными.
В начале 20-х годов ХХ века страну охватил голод. Чтобы прокормить семью, священник Николай Боголюбов занялся сельским хозяйством. Его сын, Алексей Николаевич в своих мемуарах вспоминал, как дети помогали отцу молотить зерно специальными ручными орудиями — цепами, как в старину. Николай Михайлович научил сыновей не чуждаться тяжёлого физического труда, заботиться о хлебе насущном ради ближних. Отцовские уроки академики не забывали никогда.
Уже будучи крупными советскими учёными, братья Боголюбовы не перестали посещать храм, регулярно исповедовались и причащались. В гуще общественной жизни, в постоянных научных трудах, они оставались христианами. И, несмотря на непростое для верующих людей время, не скрывали, что отец их был священнослужителем. Наоборот — подчёркивали, что именно он своим примером указал им жизненный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен