
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Скоро Православная Церковь вступит в Великий пост. Своё название он получил из-за особой значимости для верующих. Как же появилась эта аскетическая традиция?
Пост — это сознательное добровольное ограничение для тела и души. Отказ от дорогой или изысканной еды, ограничение развлечений и пустой траты времени. Но главное — покаяние, углубленная молитва и добрые дела. Из Священного Писания мы знаем как постились ветхозаветные пророки и праведники. Так пророк Исайя говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу...; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом... Тогда откроется, как заря, свет твой..., и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя».
Евангелисты рассказывают нам об особом посте Спасителя. Вскоре после своего Крещения, перед тем как выйти на проповедь и служение миру, Христос на сорок дней удалился в пустыню. В память об этом появилась практика сорокадневного поста для тех, кто собирается принять Святое Крещение.
Дело в том, что в первые века христианами становились, по преимуществу, взрослые люди. Они изучали основы веры, долго и тщательно готовились. Их называли оглашенными. Крестилось, как правило, сразу несколько человек, а само крещение совершали в большие христианские праздники — Рождество или Воскресение Христово. Но Пасхе предшествовал пост на Страстной неделе. Тогда сорокадневное воздержание перенесли на неделю. Так в Великом посте появилось две части: Святая Четыредесятница и Страстная неделя.
Очень часто к постящимся оглашенным из солидарности присоединялись все члены христианской общины. Своим примером покаяния, молитвы, заботы о нуждающихся они вдохновляли и поддерживали тех, кто только хотел стать христианами. Постепенно этот пост стал общим для всех церквей.
Великий пост длится семь недель. В первые четыре дня в храмах на вечерней службе читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Это один из самых волнующих и сильных моментов Святой Четыредесятницы. Храм погружается в темноту, его освещают только свечи в руках верующих. Звучат слова молитвы, которые напоминают плач, полный раскаяния и скорби...
Главная богослужебная особенность Великого поста — это особая, торжественная Литургия Преждеосвященных Даров. На ней не совершается Евхаристия. Верующие причащаются Святыми Дарами, которые были освящены ранее, в субботу или воскресенье.
Великий пост считается строгим, разрешается только растительная пища, за исключением дней Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим. В четвёртом веке окончательно сложились порядок и правила Великого поста. Они закреплены в Церковном уставе — Типиконе. Следует отметить, что это прежде всего указания для монастырей. Миряне могут определить свою меру поста в беседе со священником.
История Великого поста указывает нам, что пост — это в первую очередь время для разговора со своей душой, время самоанализа, раскаяния и перемены жизни.
«Необычный приход к вере»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан — вспоминали личные истории о необычном или неожиданном приходе к вере.
Все выпуски программы Светлые истории
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема











