
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Скоро Православная Церковь вступит в Великий пост. Своё название он получил из-за особой значимости для верующих. Как же появилась эта аскетическая традиция?
Пост — это сознательное добровольное ограничение для тела и души. Отказ от дорогой или изысканной еды, ограничение развлечений и пустой траты времени. Но главное — покаяние, углубленная молитва и добрые дела. Из Священного Писания мы знаем как постились ветхозаветные пророки и праведники. Так пророк Исайя говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу...; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом... Тогда откроется, как заря, свет твой..., и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя».
Евангелисты рассказывают нам об особом посте Спасителя. Вскоре после своего Крещения, перед тем как выйти на проповедь и служение миру, Христос на сорок дней удалился в пустыню. В память об этом появилась практика сорокадневного поста для тех, кто собирается принять Святое Крещение.
Дело в том, что в первые века христианами становились, по преимуществу, взрослые люди. Они изучали основы веры, долго и тщательно готовились. Их называли оглашенными. Крестилось, как правило, сразу несколько человек, а само крещение совершали в большие христианские праздники — Рождество или Воскресение Христово. Но Пасхе предшествовал пост на Страстной неделе. Тогда сорокадневное воздержание перенесли на неделю. Так в Великом посте появилось две части: Святая Четыредесятница и Страстная неделя.
Очень часто к постящимся оглашенным из солидарности присоединялись все члены христианской общины. Своим примером покаяния, молитвы, заботы о нуждающихся они вдохновляли и поддерживали тех, кто только хотел стать христианами. Постепенно этот пост стал общим для всех церквей.
Великий пост длится семь недель. В первые четыре дня в храмах на вечерней службе читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Это один из самых волнующих и сильных моментов Святой Четыредесятницы. Храм погружается в темноту, его освещают только свечи в руках верующих. Звучат слова молитвы, которые напоминают плач, полный раскаяния и скорби...
Главная богослужебная особенность Великого поста — это особая, торжественная Литургия Преждеосвященных Даров. На ней не совершается Евхаристия. Верующие причащаются Святыми Дарами, которые были освящены ранее, в субботу или воскресенье.
Великий пост считается строгим, разрешается только растительная пища, за исключением дней Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим. В четвёртом веке окончательно сложились порядок и правила Великого поста. Они закреплены в Церковном уставе — Типиконе. Следует отметить, что это прежде всего указания для монастырей. Миряне могут определить свою меру поста в беседе со священником.
История Великого поста указывает нам, что пост — это в первую очередь время для разговора со своей душой, время самоанализа, раскаяния и перемены жизни.
Псалом 5. Богослужебные чтения

Тот, кто бывал в храме на вечернем богослужении, сразу же узнает этот псалом — 5-й псалом Давида. Он буквально «застревает в мозге» — и это — неспроста. Давайте послушаем — и потом поразмышляем о словах этого псалма.
Псалом 5.
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Только что прозвучавший псалом каждый раз читается в самом конце вечернего богослужения, на 1-м часе. С точки зрения богослужебного ритма, уже брезжит рассвет нового дня — и неудивительно, что 5-й псалом — именно об этом!
Для сурового скептика такой подход Церкви может показаться... мягко говоря, странным: ещё только поздний вечер — а вы уже «утреннюете»! Однако здесь есть свой глубокий смысл.
О чём прежде всего поёт в своём псалме Давид? Он предвкушает, как войдёт в храм Божий, принесёт с первыми лучами солнца свою жертву — причём контекст этой жертвы — негативный: вокруг — враги, злопыхатели, жаждущие увидеть погибель Давида; рядом с ним буквально клубится злоба и ненависть. Её так много, что для самих носителей вражды участь Давида кажется совершенно предрешённой: ничто не сможет их остановить, никакие — даже небесные силы! — не могут оказаться сильнее исполнения уже вынесенного человеческим судом осуждения Давида. И сам Давид это прекрасно понимает: только Бог, Он Один, может перевернуть ситуацию самым решительным образом! Вот почему и мысли его — даже среди глубокой ночи — уже о рассвете, о молитве, о жертве — одним словом, обо всём том, что снова и снова подтверждает близость Бога к Давиду. И завершают эту молитву слова псалмопевца о «венчании» праведника божественным благословением, как непреодолимым щитом, — для которого никакая злоба врагов уже не опасна!
Вот какой посыл предлагает Церковь нам перед тем, как мы выйдем из храмового пространства в «мир сей»: не пугаться его греховности и порочности, не впадать в ужас и ступор перед лицом агрессии греха и неприятия нас, христиан. Это всё — всего лишь ночь, которая должна быть: но чем она глубже, тем ярче воссияет утренний луч солнца Божественной правды — воссияет неизбежно, не потому, что мы такие замечательные, а только потому, что Бог — хороший!..
Псалом 5. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 5. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 5. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе