Несмотря на будний день, Гордищенская суконная фабрика в Богородском уезде Московской губернии была закрыта. В кабинете хозяина двое молодых людей сосредоточенно переворачивали содержимое огромного сейфа. Со стороны могло показаться, что здесь орудуют грабители, и если бы не белый день и настежь открытые окна, красноречиво говорящие о том, что эти двое вовсе не желают утаить своих действий, соседи наверняка позвали бы околоточного. Однако это были отнюдь не воры, а совсем наоборот – новые законные владельцы фабрики, сыновья и наследники недавно почившего хозяина – Иван и Дмитрий Четвериковы.
В отцовском сейфе они рассчитывали найти деньги, на которые смогли бы продолжать семейное дело. Но, трижды пересмотрев содержимое несгораемого шкафа, Четвериковы не обнаружили там ничего, кроме кипы кредитных бумаг. В наследство братьям достались сплошные долги.
Но молодые люди не опустили руки. Тщательно всё обдумав, Иван и Дмитрий пришли к выводу, что корнем коммерческих неудач отца было неправильное отношение к своим работникам. Действительно, условия труда на Городищенской фабрике оставляли желать гораздо лучшего. Работа шла в две смены, по двенадцать часов каждая. Чтобы больше заработать, люди часто подряжались на весь двадцатичетырёхчасовой рабочий день, и, падая от усталости, на следующее утро, когда на их место заступали другие, ложились спать прямо под станками. Начальством это не возбранялось, как не возбранялся и детский труд. Восьмилетний ребёнок работал в цеху наравне со взрослыми. Братья Четвериковы решили кардинально изменить такое положение вещей.
Прежде всего, они значительно сократили рабочий день, подняв при этом заработную плату. Детский труд категорически запретили, отправив несовершеннолетних из душного цеха в ремесленное училище, которое специально открыли для них при фабрике. Основали небольшой фабричный городок с комфортными бесплатными общежитиями и бесплатной же амбулаторией. Словом, сделали всё, чтобы их работники почувствовали себя нужными и защищёнными. Прибыль, которую вскоре начала приносить едва не обанкротившаяся фабрика, была лучшим свидетельством благодарности рабочих своим новым хозяевам за их внимание и неравнодушное отношение.
Один из братьев, Дмитрий, поселился вместе с семьёй неподалёку от фабрики, в селе Тимофеевка. Его младшей дочери Наташе был необходим свежий воздух: в шесть лет девочка заболела туберкулёзом костей, и не могла передвигаться самостоятельно. Лучшие европейские светила медицины осматривали больного ребенка, и единогласно констатировали: ходить Наташа не сможет.
Супруги Четвериковы приняли болезнь дочери без ропота. Но это испытание оказалось не единственным. Вскоре тяжёлым и неизлечимым недугом заболела жена Дмитрия Ивановича, Александра Александровна. А через два года скоропостижно скончался сам Дмитрий Четвериков.
Александра Александровна стойко переносила невзгоды, веря, что на всё есть Божья Воля. Но понимала, что и ей уже остается недолго жить, и не думать о будущем больной дочери, конечно же, не могла. Волновало её и то, что Наташа, увы, далеко не единственный ребёнок, пострадавший от этой тяжёлой болезни. В тысяча девятьсот девятом году Александра Четверикова обратилась в Московскую городскую думу с письмом: «Желая прийти на помощь малоимущему населению Москвы, страдающему туберкулезом, я жертвую капитал в сто тысяч рублей для устройства больницы…». В тысяча девятьсот двенадцатом году в Сокольническом парке был торжественно заложен фундамент первого в Москве туберкулёзного санатория. А уже в марте следующего года учреждение открыло свои двери для пациентов.
В санатории было всё необходимое для комфортного проживания больных: электричество, отопление, прачечная, столовая. И, конечно же, самое современное медицинское оборудование, включая и дорогостоящий рентгеновский аппарат. Больше половины мест в санатории были бесплатными, так что бедняки могли теперь лечиться у самых высококлассных специалистов.
Здание выстояло в годы революции, пережило две Мировые войны, и по сей день служит москвичам – сегодня там располагается детская больница, в которой помнят о добром сердце женщины, сто лет назад давшей людям с тяжёлой болезнью шанс на жизнь.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.