Первое мое интервью с настоящей матушкой – то есть женой священника, причем очень известного священника – очень меня поразило. Я, юная журналистка из женского журнала, только что узнавшая, что такое православие, подготовила множество очень православных вопросов. И примерно, если честно, представляла себе, какие могут быть на них ответы. От матушки. Ну она же правильная. Она же жена священника. У нее несметное количество детей. Вот что в итоге получилось. «Матушка, - спросила я, - как вы пришли к православию»? – «Я закончила филфак», – начала матушка. Хорошее начало, при чем тут филфак? – «Просто я очень любила язык, и когда случайно проходила мимо храма, и зашла – с первого звука влюбилась в церковнославянский. И стала ходить – просто послушать. А потом влюбилась в литургию». Я гну свою линию, мне нужно «о высоком»: «Наверное, еще ребенком вы задумывались о смысле жизни, о Боге?» – «Ни разу. Я была советским ребенком, и точно знала, что Бога нет. У нас жила верующая баба Нина, я как-то пришла с пионерского собрания и грозно ей заявила: А Бога неееет! – Я помню, что было открыто окно, было темно, и баба Нина промолчала, а моя фраза выпала куда-то туда, в эту темноту»…
Я как подготовленная журналистка не сдаюсь, спрашиваю, была ли матушка готова к материнскому подвигу. И слышу в ответ, что подвига никакого нет, - дети тем временем по очереди заходят на кухню, здороваются, готовят еду, что-то делают… И правда, думаю, какой тут подвиг, сиди и управляй…
Но на подвиг все же хочется матушку вывести. А как вы давали образование своим детям, спрашиваю, наверное, сложно такое количество детей научить любви к литературе, иностранным языкам, привить им истинную веру. Матушка смотрит на меня – ей уже кажется почти меня жаль, ведь ни на один вопрос я не получаю ответа, который ожидала. «Да я им просто читала…», - говорит – «на ночь. Ну все лягут – а я им читаю». «Ну наконец-то», – думаю. И с надеждой спрашиваю: «Евангелие? Деяния Апостолов? Жития? Книги святых отцов?» – «Да нет», - смущается матушка – «Жюль Верна, Пушкина, Джека Лондона»… И последняя моя попытка проваливается: «Но телевизор-то вы, наверное, дома не держите». – «Держим», - говорит матушка, - «иначе дети к соседям ходят смотреть»… Так прошло мое первое духовное интервью, я ушла очень растерянная, но когда переписала его – поняла, что это одно из лучших в моей жизни. И я сняла тряпочку с телевизора, и достала спрятанных Беляева и Жюль Верна, и убрала слезоточивые околоправославные книжки, и мои дети до сих пор очень любят читать. Спасибо матушка!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема