Первое мое интервью с настоящей матушкой – то есть женой священника, причем очень известного священника – очень меня поразило. Я, юная журналистка из женского журнала, только что узнавшая, что такое православие, подготовила множество очень православных вопросов. И примерно, если честно, представляла себе, какие могут быть на них ответы. От матушки. Ну она же правильная. Она же жена священника. У нее несметное количество детей. Вот что в итоге получилось. «Матушка, - спросила я, - как вы пришли к православию»? – «Я закончила филфак», – начала матушка. Хорошее начало, при чем тут филфак? – «Просто я очень любила язык, и когда случайно проходила мимо храма, и зашла – с первого звука влюбилась в церковнославянский. И стала ходить – просто послушать. А потом влюбилась в литургию». Я гну свою линию, мне нужно «о высоком»: «Наверное, еще ребенком вы задумывались о смысле жизни, о Боге?» – «Ни разу. Я была советским ребенком, и точно знала, что Бога нет. У нас жила верующая баба Нина, я как-то пришла с пионерского собрания и грозно ей заявила: А Бога неееет! – Я помню, что было открыто окно, было темно, и баба Нина промолчала, а моя фраза выпала куда-то туда, в эту темноту»…
Я как подготовленная журналистка не сдаюсь, спрашиваю, была ли матушка готова к материнскому подвигу. И слышу в ответ, что подвига никакого нет, - дети тем временем по очереди заходят на кухню, здороваются, готовят еду, что-то делают… И правда, думаю, какой тут подвиг, сиди и управляй…
Но на подвиг все же хочется матушку вывести. А как вы давали образование своим детям, спрашиваю, наверное, сложно такое количество детей научить любви к литературе, иностранным языкам, привить им истинную веру. Матушка смотрит на меня – ей уже кажется почти меня жаль, ведь ни на один вопрос я не получаю ответа, который ожидала. «Да я им просто читала…», - говорит – «на ночь. Ну все лягут – а я им читаю». «Ну наконец-то», – думаю. И с надеждой спрашиваю: «Евангелие? Деяния Апостолов? Жития? Книги святых отцов?» – «Да нет», - смущается матушка – «Жюль Верна, Пушкина, Джека Лондона»… И последняя моя попытка проваливается: «Но телевизор-то вы, наверное, дома не держите». – «Держим», - говорит матушка, - «иначе дети к соседям ходят смотреть»… Так прошло мое первое духовное интервью, я ушла очень растерянная, но когда переписала его – поняла, что это одно из лучших в моей жизни. И я сняла тряпочку с телевизора, и достала спрятанных Беляева и Жюль Верна, и убрала слезоточивые околоправославные книжки, и мои дети до сих пор очень любят читать. Спасибо матушка!
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.