Круизные теплоходы, проходя по Средней Волге, обязательно останавливаются в Чебоксарах. Этот город расположился на правом берегу великой реки между Нижним Новгородом и Казанью. Фонтанами на набережной и улочками со старинными купеческими домами встречает город туристов. Особенно уютный вид придают ему небольшие храмы с маковками и шатровыми колокольнями, какие любили строить в Московской Руси. Старейший из них – кафедральный Введенский собор воздвигнут в середине семнадцатого века.
Но Чебоксары – это не просто старинный город с волжским колоритом. Повсюду здесь присутствуют особые национальные черты, ведь Чебоксары – столица Чувашской Республики.
Чуваши – самый большой тюркский народ, исповедующий православное христианство. Они говорят на очень древнем языке, который родственен исчезнувшим языкам гуннов и хазар. Предки чувашей булгары и сувары пришли на берега Чёрного моря и Каспия вслед за великим завоевателем Аттилой. Уже тогда они впервые познакомились с христианством. В конце шестого века в Константинополе крестился правитель булгар Кубрат, а в седьмом столетии от армянского епископа принял крещение правитель суваров – Илитвер.
История неоднократно ставила их не перепутье, заставляя выбирать родину и веру. Часть булгар ушла на Дунай, где образовала государство и поныне известное как Болгария. Но предки чувашского народа двинулись на Среднюю Волгу. Затем часть булгар и сувар приняла ислам, положив начало народу казанских татар, а предки чувашей еще долго оставались язычниками.
Распространение православия в чувашском народе началось после вхождения в состав России. Однако по-настоящему чуваши уверовали во Христа только тогда, когда услышали Слово Божие на родном языке. Произошло это во второй половине девятнадцатого века. Апостол чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев не был священником. Это был глубоко верующий педагог и просветитель. Он создал первую чувашскую школу, чувашский алфавит и букварь. И он же перевёл на чувашский язык Евангелие и Псалтырь. Сегодня именем Яковлева назван большой проспект в Чебоксарах и улицы в других городах. В честь него называют учебные заведения, ему посвящают музеи и памятники. А в православных храмах Чувашии со времён великого просветителя службы совершаются не только на церковнославянском, но и на чувашском языке.
Другой национальный герой, в честь которого здесь открывают музеи и памятники, – учёный монах Иакинф Бичурин. Сын простого сельского священника, он стал основоположником российских научных исследований Китая. Тринадцать лет отец Иакинф прожил в Пекине, возглавляя Духовную миссию. За это время досконально изучил китайскую литературу, сделал множество переводов и совершенно погрузился в китайскую традицию. Вклад Бичурина в науку был признан современниками. В его круг общения входил Пушкин и другие деятели золотого века русской культуры.
Что-то удивительное можно встретить в Чувашии в самых, казалось бы, обыденных местах. В обычном жилом микрорайоне Чебоксар стоит православная часовня в форме ракеты, готовой вот-вот устремиться в космическое пространство. Это поминальная часовня по первому чувашскому космонавту Андрияну Николаеву, совершившему два космических полёта.
Достопримечательности, связанные с историей чувашского народа и православной верой, разбросаны здесь повсюду. Живописный городок Мариинский Посад на Волге, почитаемые монастыри в Цивильске и Алатыре, святые источники, национальная одежда с ярко красной вышивкой и сытная чувашская кухня, ухоженные поля и волжские просторы. Если вы хотите познакомиться с многообразием православных народов и их культур, то в средней полосе России проще всего это сделать в Чувашии.
Псалом 142. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, на которых Церковь сделала особый акцент, такого рода псалмы включены в качестве неотъемлемых частей в православное богослужение. Один из них — это псалом 142-й, сегодня во время богослужения он звучит два раза: как часть Шестопсалмия и во время чтения 19-й кафизмы, в состав которой входит этот псалом. Давайте его послушаем и попытаемся понять, чем же обусловлено повышенное внимание Церкви к нему.
Псалом 142.
Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом].
1 Господи! услышь молитву мою, вне́мли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, прину́дил меня жить во тьме, как давно уме́рших, —
4 и уны́л во мне дух мой, онеме́ло во мне сердце моё.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простира́ю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Дару́й мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи́ меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Известно, что прозвучавший псалом был написан царём Давидом в ситуации, которая, к счастью, является если и не исключительной, то крайне редкой: Давид подвергался гонению со стороны своего сына Авессалома, Авессалом хотел завладеть царским престолом, и для этого ему необходимо было физически уничтожить отца. Здесь в одной точке сошлись сразу три ужасных преступления: стремление к убийству человека, предательство и стремление к убийству отца. Можно лишь догадываться о всей глубине переживаний Давида, ведь написанные в этот период псалмы, несмотря на всю их гениальность, как и любой другой текст, не способны передать весь спектр чувств и мыслей человека.
Основной посыл псалма — ужас гонимого праведника. Однако праведник потому и праведник, что он всё своё упование возлагает на Бога, и это не какое-то бессилие, это трезвенное понимание мира и своего места в нём, да и заподозрить Давида в слабости может лишь тот, кто совершенно ничего не знает о нём.
Но почему же этот псалом так часто звучит во время православного богослужения, ведь кажется, что он не имеет непосредственного отношения к жизни верующих? Да, нас не гонят вооружённые мятежники, и наши дети не пытаются нас убить, но мы гонимы собственными страстями, которые значительно коварнее и злее Авессалома. Авессалом был сыном Давида, а наши страсти — это нечто большее, чем сын, это то, что живёт внутри нас, то, что слилось с нами, то, что мы зачастую воспринимаем как часть нашего естества, как собственную «изюминку», без которой наша личность утратит, как нам кажется, свою привлекательную индивидуальность.
С этими врагами бороться во много крат сложнее, чем с врагами внешними, но принцип борьбы всё тот же, и о нём сказано в прозвучавшем сегодня псалме: смиренное осознание своего плачевного положения и воззвание к Богу, Который не может не спасти всех от сердца вопиющих к Нему.
Псалом 142. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 142. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 142. На струнах Псалтири
1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему
по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою,
принудил меня жить во тьме, как давно умерших.
4 И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, (Господи,) путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
«Утро в лесу»

Фото: Victoria Tyur / Unsplash
Однажды солнечным зимним утром собралась я покататься на лыжах. Рядом с домом есть небольшой лес, в нём проложена отличная лыжная трасса. Оделась и уже собиралась выходить, как мне звонит мама. Она испекла моё любимое печенье и приглашала на чай. Мы почти месяц не виделись, хотя живём рядом. Из-за будничной суеты часто забываешь о главном, о том, как важно уделять время близким. Договорившись о встрече, я поставила лыжное оборудование обратно в кладовку. И тут меня посетила интересная мысль: а что, если доехать до мамы на лыжах? Наши дома разделяет тот самый лес, в котором есть лыжная трасса. Она предназначалась для профессионалов, но это был будний день, а гонки обычно устраивают в выходные.
До маминого дома километра три. Еду я спокойно, никому не... «Хоп!» — слышу я окрик за спиной. Оборачиваюсь и вижу летящую на меня группу лыжников. Они вот именно, что не ехали, а летели! Сработал инстинкт самосохранения, и я отскочила в сторону. Пронесло!
Оказывается, в этот день всё-таки проходили соревнования. И я нечаянно приняла в них участие. Но главное было не это. Лёжа в сугробе, я услышала, как кто-то шевелится совсем рядом. Оборачиваюсь и вижу белку — в метре от меня. Она запуталась в какой-то сетке и отчаянно пыталась выбраться.
Я с детства боюсь грызунов, но в тот момент мне стало очень жаль несчастное животное. Было понятно, что кроме меня ей никто не поможет. Преодолев страх, я решила действовать. Сняла куртку и накрыла ею белку. Аккуратно придерживая животное одной рукой, другой я распутала сетку. Как только грызун оказался на свободе, он запрыгнул на дерево и умчался вверх по стволу.
Я с облегчением вздохнула и отправилась дальше в путь. Солнечные лучи щедро окрасили золотом мою лыжню. Всем известно, что зимнее солнце светит, но не греет. И руки действительно мёрзли. Но на душе у меня было так тепло...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе