Воскресение Христово – краеугольный камень христианства, основание и вершина. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», - сказал апостол Павел в одном из своих посланий. О том, как произошло это величайшее в истории человечества событие, Евангелие рассказывает с благоговением и трепетом. Эпизоды, повествующие о встрече апостолов с Воскресшим Господом, пронизаны радостью, которой нет равной.
Но рядом с чистым ликованием верующих сердец в Новом Завете отражена и иная реакция на Воскресение. Первосвященники, узнав о том, что случилось, подкупили стражников, стоявших у гроба Господня, чтобы те говорили повсюду, будто Тело Христа украли ученики. А через девятнадцать столетий профессор бельгийского Кентского университета Франц Кюмон обнародовал исторический документ, в котором были отражены последствия этого обмана – так называемую Назаретскую надпись.
Комментарий эксперта:
Назаретская надпись – датированный сорок первым годом от Рождества Христова указ Римского императора Клавдия, запрещающий тревожить захоронения. На мраморной плите размером тридцать семь на шестьдесят сантиметров греческими буквами высечен следующий текст: «Угодно мне, чтобы гробницы и могилы, которые сооружены кем-либо для религиозного почитания их предков, или детей, или членов семейства, пусть остаются невредимыми навсегда. И если кто-то разрушил гробницу или любым другим способом потревожил погребенных там, либо со злым умыслом удалил их в другие места, или удалил памятник, или запечатывающие камни, в этом случае я повелеваю отдать того человека под суд. Если кто-то не подчинится, я повелеваю, чтобы он понес высшую меру наказания».
Точное время и место обнаружения мраморной доски с указом императора Клавдия неизвестно. В девятнадцатом веке артефакт принадлежал французскому коллекционеру немецкого происхождения Вильгельму Фрёнеру. После его смерти в 1925 году его коллекцию приобрела парижская Национальная библиотека. Внимание ученых сразу привлекла древняя табличка с маркировкой «Этот мрамор прислан из Назарета в 1878 году». Спустя еще пять лет ее описание появилось в научной литературе за подписью выдающегося специалиста по древним языкам бельгийского профессора Франца Кумона.
Среди ученых нашлись скептики, которые сочли Воскресение Иисуса Христа и последующее издание Назаретского указа не более, чем совпадением. Однако, большинство историков склонялись к мнению, что повеление императора Клавдия - это прямая реакция имперских властей на социальные волнения, связанные с противостоянием иудейских религиозных лидеров распространению христианства. Подобной точки зрения придерживается и наш современник, профессор американского Государственного исследовательского университета штата Нью-Йорк Клайд Биллингтон.
Комментарий эксперта:
Обращаясь к содержанию надписи, Клайд Биллингтон находит смертную казнь, назначенную императорским указом за нарушение целостности гробницы, чрезвычайно суровой мерой для римского законодательства. До издания указа Клавдия подобной суровости по отношению к нарушителям покоя мертвых не наблюдалось. Даже разрушители погребений по суду отделывались только денежной выплатой семье, которой принадлежало захоронение! Отчего же в 41 году император оказывается столь решителен и беспощаден? Исследователь объясняет это тем, что распуская слухи о похищении Тела Иисуса из гробницы, иудеи представляли Его учеников социально опасными элементами. Клавдий, будучи язычником, не мог воспринять Воскресение Христа как исключительное событие в мировой истории, он счел, что в подвластной ему стране распространяется деструктивная иудейская секта, адепты которой тревожат захоронения. И поспешил принять соответствующие меры!
Мраморная табличка из Назарета стала своеобразным зеркалом, в котором ученые увидели отражение пустующей гробницы Иисуса Христа. Величайшее чудо Воскресения Спасителя не имеет прямых научных доказательств. Но его свет на протяжении двух тысяч лет отражается в человеческих сердцах.
Иваново (обзор)
Иваново стоит на реке Уводь, левом притоке Клязьмы, между Владимиром и Ярославлем. История города уходит корнями в шестнадцатый век — именно тогда его название впервые упоминается в летописях. Там сказано, что царь Иван Грозный пожаловал село Иваново своей супруге Марии. В семнадцатом столетии здесь появились первые в России полотняные фабрики. Местная текстильная продукция стала популярна не только в Отечестве, но и за рубежом. Славился холщовыми тканями и соседний Вознесенский посад. В середине девятнадцатого века он был присоединён к селу Иваново указом императора Александра Второго. Так образовался город Иваново-Вознесенск, в дальнейшем просто Иваново. Его называли текстильной столицей России, ситцевым краем. И городом невест — ведь ткачихами работали женщины. Им были свойственны трудолюбие и набожность. До революции 1917 года в небольшом городке действовало два десятка храмов. Часть их уцелела в безбожное время и поныне украшает городской ландшафт. Недаром Иваново входит в уникальный туристический маршрут Золотое кольцо России.
Радио ВЕРА в Иваново можно слушать на частоте 99,7 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Иркутск. Спасский храм
На набережной Ангары в историческом центре Иркутска стоит храм Нерукотворного образа Спасителя. Он был построен в 1710 году. Под старинными сводами служил первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий), прославленный Церковью в лике святых. Совершённый святителем подвиг просвещения северных народов был отображён на фасаде Спасского храма в начале девятнадцатого века. То, что эти уникальные росписи сохранились до наших дней — настоящее чудо. Ведь на протяжении столетий Спасская церковь не раз страдала от стихийных бедствий. Так, в 1861 году значительный урон ей причинило землетрясение, а ещё через несколько лет — сильнейший пожар. Серьёзная угроза нависла над храмом и в советское время. В середине двадцатого века власти всерьёз рассуждали о сносе здания. Но благодаря энтузиастам в 1960 году Спасскую церковь признали памятником архитектуры. А в 2006-ом её вернули верующим. С тех пор в старейшем Иркутском храме ежедневно совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM
Преподобный Кирилл Астраханский
В августе 1558 года воевода Иван Черемисинов начал строительство крепости на острове Заячий бугор в дельте Волги. Так был основан русский город Астрахань. Царь Иван Грозный прислал в новое селение монаха для просвещения народа светом Христовой веры. Тем монахом был игумен Кирилл, человек образованный и глубоко верующий. Благочестием и добротой он стяжал любовь не только православных, но и мусульман, проживавших в городе. Иноверцы принимали крещение, вдохновлённые проповедями игумена. Паства преподобного Кирилла умножалась, и он построил в Астрахани несколько церквей. После кончины подвижника его могила стала местом паломничества. В 2002 году Церковь прославила Кирилла Астраханского в лике преподобных.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ