
Назаретский указ.
Фото: Национальная библиотека Франции
Воскресение Христово – краеугольный камень христианства, основание и вершина. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», - сказал апостол Павел в одном из своих посланий. О том, как произошло это величайшее в истории человечества событие, Евангелие рассказывает с благоговением и трепетом. Эпизоды, повествующие о встрече апостолов с Воскресшим Господом, пронизаны радостью, которой нет равной.
Но рядом с чистым ликованием верующих сердец в Новом Завете отражена и иная реакция на Воскресение. Первосвященники, узнав о том, что случилось, подкупили стражников, стоявших у гроба Господня, чтобы те говорили повсюду, будто Тело Христа украли ученики. А через девятнадцать столетий профессор бельгийского Кентского университета Франц Кюмон обнародовал исторический документ, в котором были отражены последствия этого обмана – так называемую Назаретскую надпись.
Комментарий эксперта:
Назаретская надпись – датированный сорок первым годом от Рождества Христова указ Римского императора Клавдия, запрещающий тревожить захоронения. На мраморной плите размером тридцать семь на шестьдесят сантиметров греческими буквами высечен следующий текст: «Угодно мне, чтобы гробницы и могилы, которые сооружены кем-либо для религиозного почитания их предков, или детей, или членов семейства, пусть остаются невредимыми навсегда. И если кто-то разрушил гробницу или любым другим способом потревожил погребенных там, либо со злым умыслом удалил их в другие места, или удалил памятник, или запечатывающие камни, в этом случае я повелеваю отдать того человека под суд. Если кто-то не подчинится, я повелеваю, чтобы он понес высшую меру наказания».
Точное время и место обнаружения мраморной доски с указом императора Клавдия неизвестно. В девятнадцатом веке артефакт принадлежал французскому коллекционеру немецкого происхождения Вильгельму Фрёнеру. После его смерти в 1925 году его коллекцию приобрела парижская Национальная библиотека. Внимание ученых сразу привлекла древняя табличка с маркировкой «Этот мрамор прислан из Назарета в 1878 году». Спустя еще пять лет ее описание появилось в научной литературе за подписью выдающегося специалиста по древним языкам бельгийского профессора Франца Кумона.
Среди ученых нашлись скептики, которые сочли Воскресение Иисуса Христа и последующее издание Назаретского указа не более, чем совпадением. Однако, большинство историков склонялись к мнению, что повеление императора Клавдия - это прямая реакция имперских властей на социальные волнения, связанные с противостоянием иудейских религиозных лидеров распространению христианства. Подобной точки зрения придерживается и наш современник, профессор американского Государственного исследовательского университета штата Нью-Йорк Клайд Биллингтон.
Комментарий эксперта:
Обращаясь к содержанию надписи, Клайд Биллингтон находит смертную казнь, назначенную императорским указом за нарушение целостности гробницы, чрезвычайно суровой мерой для римского законодательства. До издания указа Клавдия подобной суровости по отношению к нарушителям покоя мертвых не наблюдалось. Даже разрушители погребений по суду отделывались только денежной выплатой семье, которой принадлежало захоронение! Отчего же в 41 году император оказывается столь решителен и беспощаден? Исследователь объясняет это тем, что распуская слухи о похищении Тела Иисуса из гробницы, иудеи представляли Его учеников социально опасными элементами. Клавдий, будучи язычником, не мог воспринять Воскресение Христа как исключительное событие в мировой истории, он счел, что в подвластной ему стране распространяется деструктивная иудейская секта, адепты которой тревожат захоронения. И поспешил принять соответствующие меры!
Мраморная табличка из Назарета стала своеобразным зеркалом, в котором ученые увидели отражение пустующей гробницы Иисуса Христа. Величайшее чудо Воскресения Спасителя не имеет прямых научных доказательств. Но его свет на протяжении двух тысяч лет отражается в человеческих сердцах.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер