Над Калугой гудел, переливался и уносился в безмятежно-синее летнее небо колокольный звон. Люди на улицах останавливались, и, набожно крестясь, спрашивали друг друга, какой нынче праздник.
Праздника не было. И всё же во всех городских храмах служили торжественную обедню: в этот день отмечал свой юбилей Калужский Общественный банк.
- Интересное дело: юбилей у банка, а звонят в храмах!.. - саркастически-недоумённо усмехнулся кто-то в толпе.
- Сразу видно, что Вы не из Калуги! – раздались в ответ возмущённые голоса. – Были бы здешний – знали бы, какую помощь от этого банка наш брат, бедняк, получает. А бедным помогать – дело христианское, и церковного звона достойное!
Калужский Общественный банк основал Павел Семёнович Малютин. Потомственный купец и золотопромышленник, он владел миллионными капиталами и входил в число богатейших людей России. Одним словом, недостатка в средствах Павел Семёнович не испытывал, и банк открывал отнюдь не в расчёте на дополнительный заработок. Этот банк должен был стать, ни много ни мало, масштабным благотворительным проектом, который Павел Малютин задумал уже давно и теперь решил воплотить в столь неожиданной форме.
Обсуждая в городской думе принцип работы нового банка, Павел Семёнович заявил, что проценты с заложенного им в основу предприятия уставного капитала «ежегодно должны быть употребляемы на раздачу беднейшим гражданам Калуги перед наступлением праздников Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения; обеспечение бедных продовольствием и уплату за беднейших мещан податей и повинностей».
Калужские власти предложение Малютина одобрили. Началась подготовка необходимых документов. Но в августе тысяча восемьсот шестидесятого года Павел Семёнович заболел холерой и скоропостижно умер. Многим казалось тогда, что вместе с ним, как это часто бывает, умрёт и его доброе начинание. Но Павел Малютин оказался человеком дальновидным. Когда вскрыли конверт с его последней волей, помимо хозяйственных указаний и завещания истратить полмиллиона рублей на нужды калужских бедняков, обнаружили распоряжение: дополнить к сумме уставного капитала в Калужском Общественном Банке ещё сто тысяч рублей серебром. Это означало, что доля Павла Семёновича в предприятии останется основной, и его деньги еще долгое время будут работать на благо людей!
Так оно и случилось. Хотя Общественный Банк был официально открыт уже после смерти его главного учредителя, осуществилось всё, что было задумано Павлом Семёновичем, и даже гораздо больше! Очень скоро доходы от деятельности банка позволили взять на содержание городское мещанское училище и богадельню, открыть приют для сирот, обеспечивать приданым неимущих девиц мещанского сословия. По завещанию Павла Малютина, в подмосковном селе Раменском был построен большой храм, в котором места не хватало свечам, зажжённым простыми людьми за упокой щедрого благотворителя. Сто двадцать церквей в Калужской губернии получили крупные денежные пожертвования.
За годы своей работы Общественный Банк безвозмездно отдал в пользу неимущих более полутора миллионов рублей золотом. На эти деньги содержались семьи убитых и раненых солдат, больницы, школы и гимназии; из них выделялись пособия погорельцам и беднякам, нуждавшимся в жилье; на средства Банка благоустраивался город.
В тот самый день, когда по случаю юбилея Общественного Банка звонили колокола во всех калужских храмах, состоялось еще одно скромное событие: Банк открыл бесплатное общежитие для совершеннолетних выпускников основанного им ранее Малютинского приюта. Великое дело купца Павла Семёновича Малютина продолжало жить и на долгие годы сохранило светлую память о человеке, чьё желание творить добро не смогла победить и сама смерть.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема