В 19-ом веке невозможно было встретить преуспевающего купца, который не занимался благотворительностью. А если бы такой нашёлся, он был бы обречён на одиночество. Во всяком случае, в приличное общество его не приняли бы. В те времена не помогать бедным считалось дурным тоном.
Вера Фирсанова – московская предпринимательница родилась в семье купца. Её отец заработал огромное состояние благодаря своей смекалке. Все торговые операции Фирсанова приносили ему высокие доходы. Одни Сандуновские бани, владельцем которых он был чего стоили! Вера унаследовала от батюшки предпринимательский талант. А что касается добрых дел, то отец и дочь преуспели и здесь.
Иван Григорьевич регулярно жертвовал крупные суммы на строительство церквей, больниц и школ. Помогал богадельням и детским домам. За два года до смерти он затеял проект, о котором мечтал много лет - дом для вдов и сирот. Осуществить задуманное купец не успел, за него это сделала Вера.
Её воспитывали как оранжерейный цветок. Девочка знала иностранные языки, музицировала и росла красавицей. Отец и подумать не мог, что его дочь станет первой в России бизнес-леди. Но именно так и случилось. Получив наследство Вера недолго пребывала в недоумении относительно того, как ей распорядиться банями, лавками и домами отца. Она повела дела так, что видавшие виды купцы назвали её «предпринимательской бабой». Это грубоватое выражение в их устах было наивысшей похвалой.
Первым делом Вера исполнила мечту отца. Вдовы с детьми, одинокие, больные и старые женщины… Таких на улицах Москвы было много. Но именно на улицах. А Вера переселила их в четырёхэтажный дом дешёвых или бесплатных квартир на 400 человек. Фирсанова вложила в строительство 700 тысяч рублей и стала пожизненной попечительницей дома, в котором открыла ещё и первую в Москве школу для слепых детей.
Вера не жалела денег на развитие культуры. В год отдавала по полмиллиона рублей на поддержку артистов, художников, музыкантов. Её подмосковное имение Середниково стало настоящим центром искусств. Здесь Вера организовывала благотворительные концерты, на которых пел Фёдор Шаляпин и играл Сергей Рахманинов. Сюда приезжали, когда им было негде жить, знаменитые впоследствии художники.
В имение нужно было ехать по Николаевской железной дороге. На свои деньги Вера Ивановна построила рядом с Середниковым полустанок. Он так и называется Фирсановский. В одной из окрестных деревень жили мастера-краснодеревщики. Руки у них были золотые, но взгляды на мебель устаревшие. Вера Ивановна договорилась с педагогами Строгановского училища и открыла в деревне курсы. После них мебель сельских умельцев шла нарасхват даже за границей.
Само Середниково изначально принадлежало Аркадию Столыпину - брату бабушки Лермонтова. Поэт, будучи мальчиком, часто здесь гостил. Фирсанова много сделала для того, чтобы сохранить память о Михаиле Юрьевиче. Установила в имении два памятника. К столетию Лермонтова открыла школу и назвала её именем поэта. Сама закупала для учеников книги, готовальни, карандаши. Всем детям заказывала форму, а к каждому празднику обязательно привозила подарки. Ещё одну школу Фирсанова построила в селе Лигачёво. А в Москве при церкви Ильи Обыденного открыла приходскую школу. И содержала их до революции.
Новая власть жестоко расправилась с Верой Ивановной, отобрав у неё всё и оставив умирать в нищете. Спас Фирсанову старый друг Шаляпин. Устроил её гримёршей в театр. С ним Вера Ивановна уехала на гастроли за границу и обратно не вернулась. Осталась в Париже, успешно работала. Французские промышленники считали честью получить у неё консультацию.
Вера Фирсанова получала удовольствие от того, что делала. Именно поэтому у неё получалось всё, что она задумывала. Ещё совсем недавно были живы старушки, которые знали, как они говорили «барыню», ещё с детства. И все без исключения поминали Веру Ивановну добрым словом.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер