В 19-ом веке невозможно было встретить преуспевающего купца, который не занимался благотворительностью. А если бы такой нашёлся, он был бы обречён на одиночество. Во всяком случае, в приличное общество его не приняли бы. В те времена не помогать бедным считалось дурным тоном.
Вера Фирсанова – московская предпринимательница родилась в семье купца. Её отец заработал огромное состояние благодаря своей смекалке. Все торговые операции Фирсанова приносили ему высокие доходы. Одни Сандуновские бани, владельцем которых он был чего стоили! Вера унаследовала от батюшки предпринимательский талант. А что касается добрых дел, то отец и дочь преуспели и здесь.
Иван Григорьевич регулярно жертвовал крупные суммы на строительство церквей, больниц и школ. Помогал богадельням и детским домам. За два года до смерти он затеял проект, о котором мечтал много лет - дом для вдов и сирот. Осуществить задуманное купец не успел, за него это сделала Вера.
Её воспитывали как оранжерейный цветок. Девочка знала иностранные языки, музицировала и росла красавицей. Отец и подумать не мог, что его дочь станет первой в России бизнес-леди. Но именно так и случилось. Получив наследство Вера недолго пребывала в недоумении относительно того, как ей распорядиться банями, лавками и домами отца. Она повела дела так, что видавшие виды купцы назвали её «предпринимательской бабой». Это грубоватое выражение в их устах было наивысшей похвалой.
Первым делом Вера исполнила мечту отца. Вдовы с детьми, одинокие, больные и старые женщины… Таких на улицах Москвы было много. Но именно на улицах. А Вера переселила их в четырёхэтажный дом дешёвых или бесплатных квартир на 400 человек. Фирсанова вложила в строительство 700 тысяч рублей и стала пожизненной попечительницей дома, в котором открыла ещё и первую в Москве школу для слепых детей.
Вера не жалела денег на развитие культуры. В год отдавала по полмиллиона рублей на поддержку артистов, художников, музыкантов. Её подмосковное имение Середниково стало настоящим центром искусств. Здесь Вера организовывала благотворительные концерты, на которых пел Фёдор Шаляпин и играл Сергей Рахманинов. Сюда приезжали, когда им было негде жить, знаменитые впоследствии художники.
В имение нужно было ехать по Николаевской железной дороге. На свои деньги Вера Ивановна построила рядом с Середниковым полустанок. Он так и называется Фирсановский. В одной из окрестных деревень жили мастера-краснодеревщики. Руки у них были золотые, но взгляды на мебель устаревшие. Вера Ивановна договорилась с педагогами Строгановского училища и открыла в деревне курсы. После них мебель сельских умельцев шла нарасхват даже за границей.
Само Середниково изначально принадлежало Аркадию Столыпину - брату бабушки Лермонтова. Поэт, будучи мальчиком, часто здесь гостил. Фирсанова много сделала для того, чтобы сохранить память о Михаиле Юрьевиче. Установила в имении два памятника. К столетию Лермонтова открыла школу и назвала её именем поэта. Сама закупала для учеников книги, готовальни, карандаши. Всем детям заказывала форму, а к каждому празднику обязательно привозила подарки. Ещё одну школу Фирсанова построила в селе Лигачёво. А в Москве при церкви Ильи Обыденного открыла приходскую школу. И содержала их до революции.
Новая власть жестоко расправилась с Верой Ивановной, отобрав у неё всё и оставив умирать в нищете. Спас Фирсанову старый друг Шаляпин. Устроил её гримёршей в театр. С ним Вера Ивановна уехала на гастроли за границу и обратно не вернулась. Осталась в Париже, успешно работала. Французские промышленники считали честью получить у неё консультацию.
Вера Фирсанова получала удовольствие от того, что делала. Именно поэтому у неё получалось всё, что она задумывала. Ещё совсем недавно были живы старушки, которые знали, как они говорили «барыню», ещё с детства. И все без исключения поминали Веру Ивановну добрым словом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер