В начале 20-ого века многие люди отказались от церкви и веры. Но были и такие, кто, зная о грядущих гонениях, продолжали нести тяжёлый крест служения Богу. К числу таких людей относятся Серафим Вырицкий, его жена Ольга и их внучка Маргарита.
Отец Серафим, в миру Василий Муравьёв, был родом из Ярославской губернии. В 10 лет он уехал из родного дома в Петербург на заработки. Мальчик трудился в магазине, а в свободное время не выходил из храмов. Тогда-то он и решил стать монахом, но до осуществления этой мечты было ещё далеко. Дело в том, что духовный отец Василия – старец Варнава – наказал Муравьёву подождать с монашеством, а пока завести своё дело и жениться. Василий оказался способным к коммерции и в 26 лет открыл контору по продаже пушнины. Он женился на красивой, образованной девушке Ольге Найдёновой, у супругов родился сын Николай. Ольга – глубоко верующий человек, так же как муж с юности мечтала стать монахиней.
Муравьёвы скоро стали состоятельными людьми, но образ жизни вели скромный. Василий отдавал часть своих заработков храмам и больницам. Рабочий день его магазина начинался и заканчивался молитвой. А в дни главных церковных праздников Василий и вовсе закрывал торговлю. Муравьёв был очень добрым человеком. Находились люди, которые пытались его обмануть, надавив на жалость. А строгая Ольга лжи не выносила. Василий не сердился на обманщиков. Зато Ольга могла отказать лгунам от дома. Но, несмотря на разность характеров, Муравьёвы нежно любили друг друга все тридцать лет совместной жизни.
Мечта супругов целиком посвятить себя Богу исполнилась после революции. Они приняли монашеский постриг. Василий стал схимником Серафимом в Александро-Невской лавре, впоследствии он принял и священный сан, а Ольга стала монахиней Серафимой в Воскресенском Новодевичьем монастыре. С собой она взяла внучку Маргариту. Бабушка воспитывала её в строгости. А дедушка на внучку, когда она приезжала к нему погостить, воздействовал только лаской.
И не только на внучку. Люди шли к нему как к советчику и доброму утешителю. Однажды отец Серафим двое суток подряд принимал исповедников. Дело было зимой. Храм не отапливался, стены покрылись инеем. Но отец Серафим ни разу не прервался даже на обед. После 60-ти лет у него стало слабеть здоровье. Врачи рекомендовали уехать из Ленинграда. В посёлок Вырица вместе с отцом Серафимом перебрались матушка Серафима и Маргарита. И сразу же туда потянулись духовные дети отца Серафима. Всех он принимал с любовью. Люди уходили от него, окрылёнными, получив совет и надежду.
В годы репрессий отец Серафим, на удивление многих, уцелел. Хотя попытка арестовать его была. Но деда защитила внучка. Маргарита заявила чекистам, что не отдаст больного дедушку – он не вынесет дороги. Вызвали доктора. Он сказал, что трогать старца, значит, убить его. Но сам отец Серафим решил поговорить с главным из пришедших чекистов. После беседы тот заметил: «Если бы все священники были похожи на Вас, мы бы поверили в Бога». И ещё один случай, когда Маргарита спасла деда. Это случилось во время Великой Отечественной войны. В дом пришли немцы. Маргарита, зная немецкий язык, сказала непрошеным гостям всего одно слово: «Вон!» и они ушли, никого не тронув.
В годы войны Вырицкий храм был единственным действующим во фронтовой полосе. Немецкие солдаты приходили к отцу Серафиму и, зная о его даре предвидения, расспрашивали о своём будущем. В частности, о том, когда же они войдут Ленинград. «Ленинград вы никогда не возьмёте», - отвечал отец Серафим.
В 1945 году ушла из жизни матушка Серафима. Пойти на её похороны старец не мог - отказали ноги, но видел церемонию из окна. Заплакав, он прошептал: "Там, моя дорогая, незабвенная матушка, будем вместе". Спустя четыре года отец Серафим скончался. Все последние дни Маргарита не отходила от деда. Он умер, но остался его завет, которому внучка следовала всю жизнь: «Не забывай Бога, и Он тебя никогда не оставит!». До конца своих дней Маргарита Николаевна дарила людям добро. Помогала знакомым и незнакомым. Это была искренняя потребность её души. И лучший способ для внучки отблагодарить своих любимых деда и бабушку - Серафима Вырицкого и матушку Серафиму.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов