Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 11, стихи 1-6.
Среди христианских общин первого века особое место занимал Коринф. Этот город, расположенный в южной части Греции, производил на путешественников самое яркое впечатление. Коринф был богатым и благоустроенным городом, жители которого занималась мореплаванием и торговлей. Уникальное географическое положение Коринфа, расположенного на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, позволяло ему получать на свои рынки самые разнообразные товары из разных уголков света. Коринфяне слыли в империи людьми довольными собой и своим безбедным существованием. Богатые коринфяне-язычники изо дня в день предавались греховным наслаждениям, поставщиком которых являлся храм Афродиты.
Но в середине первого века все изменилось. В Коринф прибыл с проповедью апостол Павел, сумевший обратить многих его жителей в христианство. Новая вера преобразила Коринф. Его жители оставляли греховную жизнь и с горячей верой слушали посланника Христа. Уже через полтора года после прихода Павла в Коринфе имелась крепкая христианская община. Апостол посещал Коринф дважды. В преддверии своего второго прихода он направил коринфским христианам послание, известное теперь как Второе послание к Коринфянам. Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения и описывает борьбу апостола Павла с лжепроповедниками.
11.1 Братья, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. 11.2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 11.3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. 11.4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,– то вы были бы очень снисходительны к тому. 11.5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов: 11.6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
Куда бы ни пришел апостол Павел, везде его проповедь наталкивалась на противодействие иудействующих. Так сегодня принято называть евреев-христиан, ратовавших за одновременное соблюдение заповедей Христа и закона пророка Моисея. Подчас в своем стремлении они руководствовались тайным желанием подчинить христиан из язычников себе, навязав им нормы Ветхого Завета. Иудействующие обычно проявляли себя после отбытия апостола Павла. Так произошло и в Коринфе.
Иудействующие стали проповедовать собственное учение, называя себя для важности "высшими апостолами". Апостол знал, что многие христиане Коринфа поверили лжепроповедникам. А потому в преддверии своего прихода просит их образумиться и вернуться к чистоте евангельской веры, которую он уподобляет чистоте невесты. Лжепроповедников он сравнивает со змеем, искусившим Еву в раю, и прямо говорит Коринфянам, что как прародители поверили искусителю и вынуждены были из-за этого покинуть райский сад, так и они, поверив иудействующим, могут потерять полученную в крещении благодать.
Апостолу Павлу удалось опровергнуть иудействующих в глазах коринфян. Но и в последующей истории среди христиан появлялись люди, шедшие против чистоты веры и других призывавшие идти за собой. Есть такие люди и сегодня. А потому современным православным христианам необходимо бережно хранить чистоту веры и следить за тем, чтобы, как говорит во Втором послании к Коринфянам апостол Павел, не повредить ум, уклонившись от простоты во Христе.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.