Формально, сегодня тема наша – церковь. Церковь Александра Невского. Однако не пытайтесь ее найти – она более не существует. Как не существует и полицейской больницы имени Александра Третьего, при коей церковь была открыта. Да и само имя больницы, то которым называли его до переименования в честь императора – его тоже нет.
Сегодня мы изменим традициям программы «Храмы моего города» и расскажем о человеческой душе, которая невидимыми узами связана и с бывшей больницей и с бывшей церковью. В конце концов, разве не о душах человеческих говорим мы, рассказывая о храмах?
До переименования больница называлась Полицейская больница Федора Петровича Гааза. Человека, на памятнике коему высечен его девиз: «Спешите делать добро».
Католик, немец Фридрих Иосиф Гааз, потомственный медик и сам очень талантливый врач, он попал в Москву фактически случайно – по приглашению вылеченного им знатного русского вельможи. В Москве быстро – и за дело – завоевал популярность и – а медицина тогда была платная – по безусловным талантам своим стал зарабатывать немалые деньги. Занимался научной работой. Среди прочего – открыл целебные свойства минеральных вод Пятигорска и Ессентуков.
Так бы и богател себе доктор, кабы не вошел в состав первого московского попечительного о тюрьмах комитета. Сначала он был секретарем комитета, а потом почти на 25 лет стал главным врачом московских тюремных больниц.
И столкнулся с жизнью заключенных. И врач для богатых закончился. Но появился в Москве «святой доктор». Федор Петрович.
Страшные условия, в которых существовали заключенные, так потрясли Гааза и так изменили его жизнь, что хоронили старика уже на счет полиции. Своих денег у него не было, потому что каждую копеечку он либо отдавал узникам, либо тратил на их нужды. Доходило до того, что поднесенное ему в гостях угощение он прятал в карман, чтобы передать узникам.
Он добился открытия полицейской больницы и сам поселился в двухкомнатной при ней квартирке. И когда для больных не хватало мест, он клал их у себя дома.
Преступники боготворили доктора. Однажды зимою, когда он шел к больному, на темной улице двое грабителей, угрожая ножами, хотели снять с него шубу. В ходе разговора он назвал свое имя. Узнав, кто перед ними, грабители не только проводили его к больному, но дождались его и под охраною отвели до дома, чтобы никто не тронул «святого доктора». Ну что лучше опишет жизнь и деяния врача, чем этот эпизод?
Ну вот… Мы начали с церкви, где врачуют души, продолжили больницей, где врачуют и душу и тело, а закончили рассказом о прекрасной человеческой – по-настоящему христианской – душе.
Будете в Малом Казенном переулке – помяните добрым словом «святого доктора» Федора Петровича Гааза.
Контакты: церкови Александра Невского на дворе полицейской больницы Ф. П. Гааза
Адрес: Москва, Малый Казенный пер., 5а
Как проехать:
От ст. метро "Курская", автобус 40, тролл. Бч.
Схема проезда:
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема