«…Мы утрачиваем интерес и уважение к подлиннику, а если говорить шире – к подлинности вообще, ко всему настоящему, к высокому качественному уровню. Уровень заменяется имиджем, а подлинник – копией. И это общий процесс… “Голых королей” везде, в том числе и в околохудожественных кругах, сейчас предостаточно.
Отсутствие уважения к подлинности и высокому качественному уровню буквально во всех областях нашей жизни – это результат духовной деградации, недостатков воспитания, в том числе любви к отечественной истории и культурным традициям. Общая тенденция эта болезненно проявляется и в нашем профессиональном деле – в реставрации, ее практике и теории».
Из обстоятельной статьи искусствоведа и общественного деятеля, отважного защитника культуры и её памятников Алексея Ильича Комеча, читал литератор и сценарист Владимир Александров.
Благодаря Александрову, я и узнал Комеча: в начале нового столетия мы вместе работали в телепрограмме «Достояние республики», – и я не припомню другого человека, которому бы так шло выражение «не опускать руки». Директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч умер в 2007-м, а через два года вышла удивительная книга «Хранитель», – половину которой составили его статьи и беседы, и половину – воспоминания о нем самом.
Эта симфония любви, боли и благодарности поразила меня.
А в памяти – плотноватый, мягкий человек с негромким голосом: воплощенная интеллигентность. И одновременно – скала, это понималось тоже – сразу.
Вот – его подлинный голос из «Достояния республики», фрагмент монолога о том, что его не отпускало – монолога о подлинном и фальшивом:
«Мы ведь вообще идем… новаторским путём. Когда немцы разрушают Варшаву, то никто же не говорит, что это начало реставрации, правда?.. А у нас, наша реставрация в Москве, она часто начинается путём сноса. Это уникальное наше завоевание: чтобы заменять подлинные сохранившиеся объемы – копиями. …Понимаете, это вот… я аналогии не найду».
После ухода Комеча появилась премия его имени «За общественно значимую гражданскую позицию в деле сохранения культурного наследия России». Её девиз (и эпиграф к сборнику «Хранитель») – слова Овидия: «Счастлив тот, кто имеет смелость всеми силами защищать то, что любит». В незыблемости Комеча это счастье, казалось мне, просвечивало, – но каким же оно было трудным! Созданный им с коллегами трехтомник о памятниках и ландшафтах – Черная, Красная и Белая книги, – то есть – утраченное навсегда, вымирающее и отреставрированное – есть великий и страшный памятник нашему отношению к своей культуре.
Кстати, отреставрированное – это ведь не сегодня, это еще до рынка.
«…Раньше отсутствие рынка, губительное для экономики социализма, в то же время являлось основой строгости критериев реставрации. Наша научная реставрация держалась дольше всех – дольше польской, дольше немецкой. Современный рыночный вкус, стремление удовлетворить запросы заказчиков стали размывать научные критерии… Появилась иллюзия, что заново можно восстановить всё, что угодно. Утрачено? Ничего, сделаем заново. А поэтому и беречь ничего не надо. Показательный пример: после выхода трехтомника “Архитектура и ландшафты России” президент одного из архитектурных фондов сказал: “Чёрная книга для нас очень полезна. По ней мы всё и будем восстанавливать”. А Красная книга с подлинными развалинами – она его не заинтересовала…»
В воспоминаниях жены Комеча – Эмилии Николаевой я вычитал старинную историю, которую она узнала от мамы Алексея Ильича.
Будучи молодым искусствоведом-экспедитором, Комеч спас кафедральный собор Курска, накрепко встав перед ковшом экскаватора. Одна из прихожанок, не зная, что перед нею – мать спасителя храма, рассказала ей о вечном поминании раба Божьего Алексия в той церкви. И как же многозначительны для меня слова Эмили Яковлевны в мемуаре «Мой Алеша» о том, что сороковины мужа пришлись на Пасху, а полгода – на Успение Пресвятой Богородицы…
Вспоминая Алексея Ильича Комеча, благодарно читая книгу о нем – не отпускает вопрос: как это – научиться жить и работать, не теряя чувства любви, к тому, что защищаешь?
Не теряя ответственности перед историей отечества, его культурой и – Богом.
Алексей Комеч и был таким, не теряющим. Он и не знал что о нем будут писать, как о великом заступнике, как о рыцаре культуры.
Он просто понимал, для чего он здесь, что ему должно делать.
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин