«…Мы утрачиваем интерес и уважение к подлиннику, а если говорить шире – к подлинности вообще, ко всему настоящему, к высокому качественному уровню. Уровень заменяется имиджем, а подлинник – копией. И это общий процесс… “Голых королей” везде, в том числе и в околохудожественных кругах, сейчас предостаточно.
Отсутствие уважения к подлинности и высокому качественному уровню буквально во всех областях нашей жизни – это результат духовной деградации, недостатков воспитания, в том числе любви к отечественной истории и культурным традициям. Общая тенденция эта болезненно проявляется и в нашем профессиональном деле – в реставрации, ее практике и теории».
Из обстоятельной статьи искусствоведа и общественного деятеля, отважного защитника культуры и её памятников Алексея Ильича Комеча, читал литератор и сценарист Владимир Александров.
Благодаря Александрову, я и узнал Комеча: в начале нового столетия мы вместе работали в телепрограмме «Достояние республики», – и я не припомню другого человека, которому бы так шло выражение «не опускать руки». Директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч умер в 2007-м, а через два года вышла удивительная книга «Хранитель», – половину которой составили его статьи и беседы, и половину – воспоминания о нем самом.
Эта симфония любви, боли и благодарности поразила меня.
А в памяти – плотноватый, мягкий человек с негромким голосом: воплощенная интеллигентность. И одновременно – скала, это понималось тоже – сразу.
Вот – его подлинный голос из «Достояния республики», фрагмент монолога о том, что его не отпускало – монолога о подлинном и фальшивом:
«Мы ведь вообще идем… новаторским путём. Когда немцы разрушают Варшаву, то никто же не говорит, что это начало реставрации, правда?.. А у нас, наша реставрация в Москве, она часто начинается путём сноса. Это уникальное наше завоевание: чтобы заменять подлинные сохранившиеся объемы – копиями. …Понимаете, это вот… я аналогии не найду».
После ухода Комеча появилась премия его имени «За общественно значимую гражданскую позицию в деле сохранения культурного наследия России». Её девиз (и эпиграф к сборнику «Хранитель») – слова Овидия: «Счастлив тот, кто имеет смелость всеми силами защищать то, что любит». В незыблемости Комеча это счастье, казалось мне, просвечивало, – но каким же оно было трудным! Созданный им с коллегами трехтомник о памятниках и ландшафтах – Черная, Красная и Белая книги, – то есть – утраченное навсегда, вымирающее и отреставрированное – есть великий и страшный памятник нашему отношению к своей культуре.
Кстати, отреставрированное – это ведь не сегодня, это еще до рынка.
«…Раньше отсутствие рынка, губительное для экономики социализма, в то же время являлось основой строгости критериев реставрации. Наша научная реставрация держалась дольше всех – дольше польской, дольше немецкой. Современный рыночный вкус, стремление удовлетворить запросы заказчиков стали размывать научные критерии… Появилась иллюзия, что заново можно восстановить всё, что угодно. Утрачено? Ничего, сделаем заново. А поэтому и беречь ничего не надо. Показательный пример: после выхода трехтомника “Архитектура и ландшафты России” президент одного из архитектурных фондов сказал: “Чёрная книга для нас очень полезна. По ней мы всё и будем восстанавливать”. А Красная книга с подлинными развалинами – она его не заинтересовала…»
В воспоминаниях жены Комеча – Эмилии Николаевой я вычитал старинную историю, которую она узнала от мамы Алексея Ильича.
Будучи молодым искусствоведом-экспедитором, Комеч спас кафедральный собор Курска, накрепко встав перед ковшом экскаватора. Одна из прихожанок, не зная, что перед нею – мать спасителя храма, рассказала ей о вечном поминании раба Божьего Алексия в той церкви. И как же многозначительны для меня слова Эмили Яковлевны в мемуаре «Мой Алеша» о том, что сороковины мужа пришлись на Пасху, а полгода – на Успение Пресвятой Богородицы…
Вспоминая Алексея Ильича Комеча, благодарно читая книгу о нем – не отпускает вопрос: как это – научиться жить и работать, не теряя чувства любви, к тому, что защищаешь?
Не теряя ответственности перед историей отечества, его культурой и – Богом.
Алексей Комеч и был таким, не теряющим. Он и не знал что о нем будут писать, как о великом заступнике, как о рыцаре культуры.
Он просто понимал, для чего он здесь, что ему должно делать.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











