Есть известная поговорка: «Голод не тётка». Эта фраза настолько привычна, что мы автоматически считываем её смысл: дескать, голод сложно терпеть. Однако при чём тут тётка?
Дело в том, что это выражение мы используем только частично. Вторая часть фразы была забыта. А полностью данная поговорка звучит так: «Голод не тётка, пирожка не поднесёт». Мне кажется, что смысл стал яснее: тётка, даже чужая, может и накормить. А голод — нет.
Почему же утеряна вторая часть фразы? Одна из причин в том, что в народе запоминаются наиболее короткие, ритмичные формы, и потому они остаются в обиходе.
К тому же, если выражение знают все, то не нужно произносить его полностью, а достаточно сказать первую часть — и собеседник поймёт, о чём речь.
Зачастую пословицы и поговорки не просто сокращаются, но и приобретают другой смысл.
Например, есть такая фраза: «Тише едешь — дальше будешь». Значение её мы понимаем так: не торопись, не суетись, поспешай, не спеша — и придёшь к цели. Это вполне здравое рассуждение.
Однако раньше выражение звучало так: «Тише едешь — дальше будешь... от того места, куда едешь». Не правда ли, в полной версии заложен совершенно другой — противоположный — смысл. Как же так получилось? Первая часть фразы настолько ритмичная и запоминающаяся, что её стали произносить чаще, а вторую часть откинули по причине тяжеловесности. При этом и сокращённая пословица также несёт важный смысл: она учит человека делать своё дело без суеты.
Кстати, похожее значение есть у другого народного выражения, приведу его полную версию: «Под лежачий камень вода не течёт...а под катящийся не успевает». Как метко подмечено, что и «лежать на боку» не стоит, и «бежать сломя голову» тоже неполезно. Мы знаем: в обиходе сохранилась только первая часть этой фразы. Но, согласитесь, что и её продолжение тоже содержит важную мысль.
Приведу ещё пару народных выражений в полном виде, а вы сами определите, чем они отличаются от знакомых версий.
У страха глаза велики, да ничего не видят. Один в поле не воин... а путник. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Гол как сокол, да остёр, как топор.
А закончить нашу беседу я хочу известной пословицей, которая в полном виде приведена в словаре Владимира Даля: Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет. Хотя эта фраза приписывается римскому поэту V века Ювеналу, она имеет истоки в библейском тексте. Например, в книге Притчей Соломоновых говорится: «Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа».
Или там же: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен».
Что ж, пословицы и крылатые выражения живут в языке и даже изменяясь или сокращаясь, продолжают учить нас мудрости.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











