В городе Александрове Владимирской губернии в самом конце XIX-го столетия было больше десятка фотоателье. Но, пожалуй, самой большой популярностью пользовалась фотомастерская Николая Степановича Аристова. Запечатлеться на память туда приезжали со всего Александровского уезда. К приветливому молодому фотографу стремились, потому что работал он, по словам его клиентов, ответственно и душевно.
Во время процесса Николай Степанович создавал доброжелательную, непринуждённую атмосферу. Это было важно: выдержка кадра тогда длилась по несколько минут. И всё время человеку приходилось сидеть, буквально замерев. Малейшее движение — и фото испорчено. Именно поэтому на многих фотографиях того периода люди часто выходили напряжёнными, с каменными лицами. Чтобы избежать такого эффекта, Николай Аристов рассказывал клиентам что-нибудь доброе и позитивное. Люди расслаблялись, и на фотопортретах получались естественными, с радостными глазами и лёгкими улыбками. По крайней мере, именно такими можно увидеть их сегодня на сохранившихся фотоснимках авторства Николая Степановича Аристова.
Фотографическим искусством, стремительно развивавшимся в XIX-м столетии, Николай увлёкся ещё в юности. А в 1896-м году, когда ему исполнилось 24, решил выучиться фотографии профессионально. Он поступил учеником к весьма известному тогда в России мастеру — Александру Платонову. Тот жил в подмосковном Сергиевом Посаде. Там же обосновался и Николай, переехав из родной Тульской губернии. За несколько лет он научился не просто высокой технике фотографирования, но и тонкому искусству видеть людей, их индивидуальность. Окончив обучение, Николай Степанович решил открыть собственное фотоателье, нужны были средства для содержания семьи, которой он к тому времени уже обзавёлся. Чтобы не составлять конкуренцию своему учителю, переехал из Сергиева Посада в Александров. Там Аристов очень скоро стал самым востребованным фотографом. Людям нравилось сниматься у доброжелательного, внимательного мастера. А Николаю Степановичу было приятно своим трудом доставлять им радость.
Вскоре после переезда в Александров фотограф овдовел и в одиночку воспитывал двоих дочерей. Одна из них, Лидочка, в раннем детстве перенесла менингит. Болезнь затронула мозг, девочке требовалась опека и помощь во всём. Заботиться о ней Николаю Степановичу помогала младшая дочь, Надежда. Но, как бы ни было Николаю Степановичу трудно, гостей своего фотоателье он каждый день встречал с искренней улыбкой.
В 1917-м, после Октябрьской революции, Аристов с дочерьми вновь перебрался в Сергиев Посад, тогда уже — Загорск. В стремительно наступающем воинственном безбожии ему хотелось быть поближе к обители святого Сергия. В 1930-м, в самый разгар гонений на Церковь, Николай Степанович закрыл фотоателье и принял сан диакона. Он стал служить в храме Петра и Павла. И меньше, чем через год отца Николая арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Предъявили обвинение в антисоветской деятельности. Однако на допросе отец Николай виновным себя не признал. Сказал следователю прямо: «Я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу». 10 июня 1931-го года диакон Николай Аристов был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на Ваганьковском кладбище.
И сегодня с его светлых фотографий улыбаются нам люди — военные, священники, гимназисты, нарядные барышни и большие, дружные семьи. Все те, кому Николай Степанович подарил радость своим трудом и искусством.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержать мастерскую в Орске, где трудятся особенные люди
В городе Орске находится центр социальной адаптации «Маяк» или иначе — Дом сопровождаемого проживания. Здесь молодые люди с инвалидностью, те, у кого нет семьи, живут в домашней обстановке и под присмотром наставников учатся вести хозяйство и быть самостоятельными. Помимо этого, все они шьют или создают изделия из глины.
Валентину и Андрею нравится трудится в гончарной мастерской. У Вали лучше всего получаются большие тарелки в виде листьев. Он плохо видит, и для работы ему приходится низко наклонять голову. Но сколько же радости испытывает молодой человек, когда мастер-гончар достаёт из печи его готовые изделия.
Андрей чаще всего создаёт из глины чашки или вазы в форме граната. Он может заплакать, если что-то не получается. Но не уходит, пока не доделает работу до конца.
Занятия в гончарной мастерской — часть реабилитации. Это ремесло развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику, помогает особенным людям раскрыться.
«Поначалу на занятиях все ребята были замкнутые. А в процессе всё изменилось, мы с ними и беседы ведём, и смеёмся», — рассказывает мастер-гончар Екатерина.
Сегодня в мастерской постоянно трудятся около 30 человек. Готовые работы подопечных реализуют на ярмарках, в монастырской лавке орского Иверского женского монастыря или отравляют заказчикам по почте. Воспитанникам центра социальной адаптации «Маяк» важно знать, что их труд востребован.
Помогите мастерской для людей с инвалидностью продолжать свою работу. Небольшой доход от изделий не покрывает всех расходов проекта, поэтому ему необходима поддержка. Сбор для мастерской в городе Орске открыт на портале «Милосердие.ru», и вы можете принять в нём любое посильное участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о выдающемся военном деятеле первой половины двадцатого века, русском генерале Василии Георгиевиче Болдыреве, об участии в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, о судьбе в период гражданской войны в России, о том, как дважды был арестован советской властью в разные года и оба раза был реабилитирован, о попытке найти свое место на гражданской службе в новом государстве и о том, почему в 1933году был снова арестован и расстрелян.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







