
Сегодня мы побеседуем о романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Его герой, Родион Раскольников сознательно преступает божественные и человеческие законы и ставит на самом себе чудовищный эксперимент: могу ли я безнаказанно, без мук совести, убить старушку-процентщицу?
В конце романа герой приходит к трагическому осознанию: убив старушку, он убил и самого себя. Достоевский высвечивает природу смертного греха, который и называется «смертным», потому что от него умирает душа. И воскреснуть она может только в покаянии.
Но откуда взял Раскольников свою страшную идею? Как до неё додумался? Достоевский даёт на этот вопрос подробный ответ. Однажды Раскольников зашёл пообедать в трактир. И внезапно услышал, как за соседним столиком некий студент, беседуя с товарищами, излагает в общих чертах ту самую мысль, которая позже привела и самого Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
Студент этот затем уходит из романа навсегда. И в этом кроется глубокий смысл. Он так никогда и не узнает, какой злой плод принесли его слова. «Греховность наша отзывается и на других, на всём мире», — предупреждает нас игумения Арсения (Себрякова), подвижница благочестия девятнадцатого века.
Но точно так же отзываются на всём, что окружает нас, наши добрые дела, мысли и слова. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», — писал поэт Фёдор Тютчев. Однако выбор, что сеять вокруг нас, семена добра или зла, всегда остаётся только за нами.
Все выпуски программы: ПроЧтение
28 сентября. О подлинной жизни во Христе

В 6-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы».
О подлинной жизни во Христе — священник Родион Петриков.
Как нам понять эти удивительные слова апостола Павла? Преподобный Ефрем Сирин даёт ключ к пониманию, раскрывает парадокс христианской жизни. В глазах окружающего мира, который стремится к славе, к успеху, верующий человек часто кажется неизвестным. Его истинная ценность, его внутренний мир скрыты от внешнего наблюдения, а иногда его и вовсе почитают умершим, когда он терпит гонения, насмешки или просто выбирает путь смирения и отказывается от эгоистичных амбиций.
Однако именно в этой кажущейся слабости и открывается сила Божия. Мир узнаёт таких людей не по титулам, должностям или богатству, а по делам любви, по миру в сердце, по стойкости в испытаниях. Их жизнь сокрыта во Христе, а потому она подлинно жива и подлинно наполнена.
Эти слова — огромное утешение для каждого из нас. Когда чувствуешь себя незамеченным, непонятым или уставшим, помни: твоя настоящая жизнь и главная награда — не в признании мира, а в Господе. И именно это делает нас по-настоящему и действительно живыми.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О грехах человека

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак».
О грехах человека — игумен Лука (Степанов).
Речь апостола о том, что раб Христов не может быть рабом греха. Оправдание бесценной кровью Христа Спасителя не может служить для человека оправданием его пребывания в страстях, которые были ему присущи прежде крещения и прежде его христианской жизни.
Апостол указывает на иной дух жизни христианина, и без этого иного духа, без духа Богосыновства, взывающего «Авва, Отче» к своему Создателю и Спасителю, не может быть христианина. Ведь многие, приняв святое крещение и оказавшись в составе христианского общества, тем не менее, не изжили свои навыки к сквернословию, к вражде, к похотям века сего.
И, на таковых взирая, апостол указывает, что зря они надеются на то, что нынешнее звание христианина само по себе поставляет их в число праведников или благонадежных для Небесного Царствия. Неоднократно и в иных местах своих посланий апостол Павел исчисляет: «И пьяницы, и прелюбодеи, и воры Царствия Небесного не наследуют», несмотря на то, что называют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О почитании святого Иосифа Алавердского

Сегодня 28 сентября. День памяти святителя Иосифа, епископа Алавердского, жившего в шестом веке.
О почитании святого — священник Стахий Колотвин.
В России все хорошо знают и почитают, и любят, и крестят девочек с именем равноапостольной Нины. Вот она Грузию крестила, просветила. Тем не менее, проходит 200 лет, а под гнётом завоевателей персов — уклонение в язычество, и даже люди крещёные ничего не знают о вере.
Поэтому второе просвещение Грузии — это 13 ассирийских отцов, монахов, которые пришли и поселились сначала в одном месте, а потом в разных уголках Грузии для того, чтобы проповедовать веру Христову, прежде всего, примером своей праведной жизни.
Из 13 ассирийских отцов более всего известен у нас преподобный Давид Гареджийский, но и он просто игумен монастыря. А вот сегодня мы празднуем память епископа Иосифа Алавердского, который был избран не просто для проповеди Христа, но и для руководства Церковью в Восточной Грузии, в Кахетии.
Его мощи покоятся в великолепном соборе Алаверды, который ещё буквально 20 лет назад, на протяжении тысячи лет, был самым высоким строением в Грузии. Этот собор напоминает нам о величии подвига святого.
Был там с паломниками первый раз ещё шесть лет назад, и когда спустя несколько лет мы снова проезжали рядом и ехали в другой монастырь, то, конечно, мы не могли не остановиться, потому что это величие собора над виноградниками напоминает нам, каким был великий святой угодник Божий.
Все выпуски программы Актуальная тема