Состями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как совместные путешествия объединяют семью, а также наши гости рассказали, какие удивительные, но при этом не широко известные, святыни и необыкновенные достопримечательности они посещали в Крыму, а также в других регионах России.
А. Леонтьева
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Здравствуйте, дорогие.
Иерей Дмитрий
— Добрый вечер.
Н. Кузьмичева
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Сегодня у нас очень красочная программа. Сегодня мы будем путешествовать с батюшкой с матушкой по святым местам Крыма и, если успеем, еще куда-нибудь съездим. Потому что сейчас очень такая хорошая тенденция — узнавать свою землю, узнавать ее святыни, ездить помолиться вот в места, где раньше не были. Вот батюшка с матушкой очень любят Крым, очень здорово рассказали, провели целую экскурсию на одной из наших программ, которая уже вышла. И вот сейчас оказалось, что мы рассказали еще не все, и мы хотим еще немножечко вас порадовать достопримечательностями христианскими Крыма. С чего начнем, батюшка с матушкой, с каких красивых мест?
Н. Кузьмичева
— Ну что можно сказать? Крымская земля — очень древняя земля. Там Андрей Первозванный был, ходил там, тоже благословлял эту землю. Сколько веков и цивилизаций пронеслось над этим вот небольшим кусочком земли. И еще раз скажу, что Крым, он богат исторически, колоссально богат. Там четыре климатических зоны — то есть это дает, и в каждой зоне как бы свои растения, своя вот особенность такая. И плюс еще там очень много красивых природных мест — это тоже своя особенность крымская. Правильно батюшка в прошлый раз так красиво очень сказал, что Крым — это антиминс на теле Святой Руси, то есть там вот это огромное количество еще древних храмов первых веков. Это тоже же очень и очень важно, наверное.
А. Леонтьева
— Но вы прошлый раз целый час рассказывали, и я думала, что мы исчерпали тему Крыма. А получилось, что нет.
Иерей Дмитрий
— Тему Крыма исчерпать просто невозможно. Потому что в это место надо влюбиться, конечно. В сам Крым, в Таврию. И когда ты туда попадаешь, вот как матушка сказала, и я это, так сказать, повторяю всегда во всех разговорах с нашими знакомыми, друзьями, с незнакомыми людьми — о том, что, конечно, когда ты въезжаешь вот в землю Тавриды, ты должен там просто пасть на колени, помолиться Богу, что вот такое сокровище, по милости Божией, как говорят, вернулось в родную гавань. И надо правильно это сокровище воспринимать, не только как, конечно, просто место какого-то отдыха, но напитаться, наверное, какими-то смыслами духовными прежде всего от этой именно земли. Потому что именно земля вот эта, Крыма, она полита кровью мучеников христианских, потом и кровью русских солдат, пленных, изгнанников, рабов, которые молились там. И как вот матушка сказала, что пронеслись над этой землей, в этой земле множество цивилизаций, начиная там от скифов, сарматов, греков, римлян, византийцев, турок, татар, монголов. И сейчас опять это вот мы имеем эту землю как одну из важнейших часть русской цивилизации. Вот она досталась нам, вернулась к нам, молитвами святых отец наших, молитвами святителя Луки Крымского — с его именем связано вот это возвращение, Крымская весна. Но если продолжить наше, так сказать, путешествие, хотелось бы еще сказать о таком известном месте — мы в прошлой передаче говорили об этом, о Свято-Успенском монастыре в Бахчисарае. Тоже такое место интересное, где монастырь находится в таком ущелье, над ним находится древний караимский город Чуфут-Кале. Но город — это постольку-поскольку...
Н. Кузьмичева
— Хотя тоже очень интересно.
Иерей Дмитрий
— Интересно, такая древняя цивилизация, но сам город находился в окружении, так сказать, в свое время, когда было Крымское уже, татарское ханство. И что самое интересное, оказывается, вот мы такую вещь узнали, там была и сейчас чудотворная икона Божией Матери, куда, оказывается, даже сами турки и татары приходили поклоняться. И, кстати, с этим местом и с монастырем, оказывается, тоже было связано возникновение города Мариуполь — нам всем известный, такой многострадальный город. Мариуполь — это город Святой Марии, город Пресвятой Богородицы. И такая тоже интересная история. Потому что был в свое время исход православных греков при Екатерине Великой оттуда вот, и был основан город Мариуполь, тоже связанный с монастырем. А сам монастырь — если вы не были, конечно, вот стоит посетить, он находится в таком ущелье. Но надо пройти весь Бахчисарай. Само название города тоже говорит о его, так сказать, вот таком некоем татарском происхождении, тоже свой такой колорит в этом городе. Он весь такой длинный, протяженный, сам небольшой. И как раз когда проезжаешь вот весь город, проезжаешь мимо ханского дворца, который воспевал Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». И как раз вот упираешься в сам монастырь. дальше уже дорога идет в горы, в ущелье, в город Чуфут-Кале. И множество там в монастыре святынь, он находится на таких уступах...
Н. Кузьмичева
— В пещерах он фактически.
Иерей Дмитрий
— Ну да, это такой монастырь-пещера, там много таких вот, он очень ухоженный.
Н. Кузьмичева
— Многоуровневые пещеры, куда можно зайти, поклониться, помолиться.
Иерей Дмитрий
— Да, вот ты, конечно, поклоняешься Успению Божией Матери, Пресвятой Богородице. Там какая-то, наверное, особая все-таки молитва, особое такое место в Крыму.
Н. Кузьмичева
— А еще интересно, хочу добавить, батюшка, просто два слова. Сама икона Успения Божией Матери, она светится в темноте — это такая у нее есть особенность. И к ней прикладываешься, когда ты заходишь как бы в такую нишу, уже там совсем вот темно, а икону продолжаешь видеть. Вот как-то так, вот у этой чудотворной иконы есть такая особенность.
А. Леонтьева
— Удивительно.
Н. Кузьмичева
— Хотелось бы, знаете, сказать, что, конечно, Успенский монастырь стоит посетить. Это место такое нахоженное, да, намоленное, красивое. А я хочу рассказать, как мы с батюшкой ходили по Боткинской тропе. Есть такие тропы уже ближе к Ай-Петри...
Иерей Дмитрий
— В районе Ялты.
Н. Кузьмичева
— В районе Ялты, да. Там есть три тропы, которые как бы одна идут за другой. И мы ходили, начали свой путь там с Боткинской тропы. Вот как раз Боткинская тропа, она идет, там она сделана таким образом, еще как раз в этом участвовал Боткин, да, сам, что нет сильной нагрузки на сердце — то есть она идет по горам, но она так плавно идет зигзагом.
Иерей Дмитрий
— Называется еще тропа здоровья.
Н. Кузьмичева
— Да, что ты можешь даже с детьми по ней пройти. И нас так поразило, что у подножья горы, когда идешь, там такие сосенки маленькие, тоненькие, а чем дальше идешь, тем они больше, больше. И в какой-то момент батюшка такой говорит: наверное, это секвойи. И я говорю: нет, это сосны. Но они в четыре обхвата, и когда ты подходишь к этому гиганту, то там, понимаешь, сколько вообще он тут столетий стоит. Причем это высоко очень в горах. Вот огромные сосны. А когда проходишь этот путь до конца, эту тропу, то там ждет такой удивительный сюрприз — там стоит крест на скалах. Крест ставили, наверное, где-то в 90-е годы, да? Или в 2000-е уже?
Иерей Дмитрий
— Сейчас, скажу. Крест нам где-то поставлен был, сейчас не помню, в году 20-м.
Н. Кузьмичева
— Да? Ну вот удивительно, что его ставили с вертолета, нам об этом рассказали потом. Он стоит прямо на самом вот, скала выдается, как такой у корабля нос, и на самом вот этом остром месте стоит крест. И он на тросах, причем крест такой большой...
Иерей Дмитрий
— Из металлических конструкций сделан, из профиля металлического, он громадный, возвышается над Ялтой. Еще и как раз гора название Ставри-Кая — то есть гора Креста.
Н. Кузьмичева
— Говорили, что когда-то там тоже был крест, и его как бы восстановили. Но знаете, в чем, значит, было для меня вот так очень памятно. Потому что отец Дмитрий не боится высоты, он совершенно спокойно как бы проходит по местам, где очень высоко. А там вот этот вот острый мыс, как корабль такой, который идет ко кресту, там в одном месте уже вот эта тропиночка, она сужается где-то до полуметра. И получается, что с одной стороны 800 метров, с другой где-то столько же, вот эти скалы, а впереди крест. Я помню, как отец Дмитрий туда сходил, поцеловал крест, значит, там стоит, говорит: ну иди сюда. И ворчит на меня, говорит: матушка, ветер начинается, давай быстрее ко кресту подойдем, значит. А я сижу на этом вот пятачке, на четвереньках, и я не могу ни вперед, ни назад.
А. Леонтьева
— Ну вы герои. Мне даже слушать матушку страшно.
Н. Кузьмичева
— И я помню, что, в общем, это было, наверное, со стороны очень смешно, как я ползла к этому кресту, значит, именно в прямом смысле на поклонение, на коленях. А главное, что я доползла, крест поцеловала, а назад я развернуться не могу, мне страшно. Отец меня так обошел и вот назад вот так меня передвигал, чтобы я, значит, могла назад вылезти. Это сейчас я со смехом рассказываю, а тогда это было...
А. Леонтьева
— Я тебя без смеха без всякого слушаю. И призываю не повторять это в домашних условиях таких подвигов.
Н. Кузьмичева
— Ну нет, там, в общем, конечно, сделано так, что подойти ко кресту можно. Все именно в том, что как человек высоту воспринимает. Вот я не могу, а отец спокойно. Он как бы звонарем был в юности, и он спокойно как бы проходит.
Иерей Дмитрий
— Для меня пока высота, она не является таким каким-то, то есть я, наверное, опасности не чувствую, голова пока не кружится.
А. Леонтьева
— Простите, это не в тему, но, правда, вот из-за того, что ты был звонарем, у тебя прошло вот это ощущение высоты?
Иерей Дмитрий
— Да, потому что на колокольни приходилось подниматься и на высокие, как-то там какие-то работы проводить по монтажу в юности — звонов, развески колоколов. И поэтому как-то, видать, вот что-то такое, наверное.
Н. Кузьмичева
— Да, а для меня было такое вот впечатление, оставшееся на всю жизнь. Когда еще только-только у нас родился первый ребенок, мы поехали в село Образцово, там делать как раз колокольню, развешивать колокола. И мой муж, который идет, в руках у него два пуда колокол — это тридцать два килограмма, и он идет по бортику вот этого вот ограждения, с этим колоколом в руках.
А. Леонтьева
— Невероятно.
Н. Кузьмичева
— Но вот бывает такое. То есть у людей разное же восприятие вот этой вот высоты, внутреннее вот это вот равновесие. У кого-то это просто вот природное такое есть, а у кого-то нет.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Да, рассказы про высоту — это не для меня просто. Давайте вернемся к нашей экскурсии.
Иерей Дмитрий
— Но еще, помимо прочего, Крым, конечно, вот матушка сказала, он там имеет четыре климатических зоны, но это вот разбивка тоже такая условная, потому что в самих климатических зонах может быть разная погода. Вот особенно, кстати, вот эта погода, она меняется, когда наступает вот осенний-зимний период. И мы любим очень Феодосию, там всегда, так сказать, останавливаемся в пгт Приморском. А, например, какой-нибудь Старый Крым или перевал в Грушевке, кстати, где находится храм I века, в основании, оказывается, и потом интересно, что датировки вообще святынь, даже археологами, они очень разнятся — то есть X, IX век это, так сказать, примерная установка, это может быть и раньше.
Н. Кузьмичева
— Там смотрят уже по кладке.
Иерей Дмитрий
— Но обычно оканчивается XIV веком. Ну и то, и ты прекрасно понимаешь, где я и где XIV век тоже, то есть уже это тоже все древность. Уже про I век я вообще молчу. И там, где кончается степной Крым, начинается перевал — это может быть расстояние там, условно, 20, 10, 30, 15 километров. И вот как раз, например, зима, где-то на перевале может выпасть снег. Вот расскажу эту историю, как мы недавно, вот как раз в прошлом году зимой, когда были, приехали к в храм Илии пророка в Солнечной долине.
Н. Кузьмичева
— Вот там, кстати, храм тоже II века. Там, знаете, как смотрят, очень интересно — фундамент, там отличается кладка фундамента. И вот как раз многие ученые люди, они склоняются к тому, что это тоже очень древний храм, как и в Грушевке, у них по-другому выложен фундамент там вот уже.
Иерей Дмитрий
— Но интересно, что таких храмов, оказывается, в Солнечной долине было там около четырех или пяти, они по разным причинам потом были разрушены. Вот этот храм стоит. Но самое интересное. Мы очень любит любим туда ездить, общаемся там, дружим с настоятелем, отцом Игорем с его супругой, матушкой Ираидой. И он там служит уже 23 года. Совершенно такие подвижники, они туда приехали молодыми людьми, тоже там рассказали о пережитом, как говорится, о былом и пережитом. И тоже вот приход им этот достался, все как бы думают, что тоже многие приходы Крыма — это что-то такое всегда там богато, наполнено паломниками, людьми. На самом деле это далеко не так. Потому что многие приходы и храмы находятся в отдалении от дорог, в поселках там, в деревнях. Хорошо если там есть донаторы, которые там эти храмы как-то содержат, или какие-то вот жертвователи. А так-то духовенство там тоже, такие сказать...
Н. Кузьмичева
— Ну тяготы свои.
Иерей Дмитрий
— Тяготы несет. Но дело в том, что мы это место любим, вообще именно оно находится в Солнечной долине, надо перейти перевал, который через Феодосию идет.
Н. Кузьмичева
— Не через Феодосию, а туда...
Иерей Дмитрий
— Из Феодосии. И вот мы как-то приехали, ждали отца Игоря — они с матушкой уехали там по делам, по медицинским, и задержались. И вот что такое климатические зоны — мы увидели, как моментально нашла туча, выпал снег. А мы находимся на машине, значит, на летних колесах, простите. Потому что было тепло у нас, а там не всегда. Ну как бы колеса не меняли там, потому что было тепло. И вдруг все — снег, буран, мы еле-еле оттуда уехали, перевалив через перевал.
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Н. Кузьмичева
— Да, там перевал. Батюшка, я поправлю там перевал от Солнечной долины к Коктебелю, там уже немножко повыше все, и горы повыше. И получилось так.
А. Леонтьева
— То есть это горные дороги. Летняя резина и снег.
Н. Кузьмичева
— Горная дорога там. И снег уже сантиметров двадцать выпал.
Иерей Дмитрий
— Моментальный снег вот такой. Навстречу идут, значит, там грузовики через перевал полноприводные, у нас тоже полноприводная машина. Мы успели задний мост включить, но съезжали мы, так сказать, тоже на одних молитвах. И интересно, что съехав, так сказать, уже в этот, как его...
Н. Кузьмичева
— В Щебетовку.
Иерей Дмитрий
— В Щебетовку, около храма Вознесения Христова — все там уже, так сказать, такая слякоть, слякоть и сухой асфальт. Расстояние, условно, там километров 20−15 вот по спуску.
А. Леонтьева
— Разные совершенно миры.
Иерей Дмитрий
— Да. Ну то есть что такое 20 километров, например, для материка в районе там, я не знаю, у нас города Москвы проехать там, Подмосковье — это вообще ни о чем. А там это вот смена просто ландшафта и смена климата, хотя это вот все рядом находится.
А. Леонтьева
— Это надо учитывать, да, если ты путешествуешь на машине.
Иерей Дмитрий
— Кстати да, надо учитывать. Все-таки мы поняли, что колеса в Крыму тоже, знаете ли, таки надо менять вот на зимние. Сейчас, понятно, меняем. Но тем не менее там что-то не поменяли. Потому что очень даже зима, она может такая быть, знаете, очень мягкая. Может снега и не быть в Крыму, а потом — раз, он резко где-то в горных районах выпадает.
А. Леонтьева
— Да, приключения, невероятно.
Н. Кузьмичева
— Ну да, это можно многое рассказывать. Вообще в Крыму, именно в горах хорошо ходить зимой, когда все видно, когда можно найти там тот или иной монастырь, если ты его посмотрел по карте, когда можно пойти искать там какой-нибудь храм древний, который тоже посмотрел по карте. И у нас уже есть такое четкое правило — батюшка о колесах так долго рассказывал, а у нас есть такое четкое правило, что, когда мы выходим куда-либо в горы, мы обязательно засекаем время до захода солнца. И вот у нас есть это время до захода солнца, мы делим четко пополам, ставим будильник. То есть у нас есть обязательная точка возврата: когда прозвонил будильник, где бы мы ни находились, как бы близко не был уже тот объект, который мы должны были найти, мы должны четко развернуться и пойти назад. Потому что пока светло, ты еще можешь дойти назад до машины там, до того места, откуда начал свое путешествие. А так это, конечно, может плохо закончиться. Но это из таких вот моментов, которые надо учитывать. А хочется рассказать, такие красивые очень места. Ведь там и природные очень красивые места в Крыму. Почему у нас вот, знаете, мы сегодня хотели рассказать время, проведенное вместе. Мы с отцом Дмитрием очень любим у нас, мы взяли за такое правило, что мы обязательно какое-то время должны провести вместе. Если это происходит несколько дней в году, то это вообще подарок. Так мы каждый вечер стараемся хотя бы по полчасика гулять, но если несколько дней у нас есть, то вот мы, например, в Крыму с огромным удовольствием ездили на Розовое озеро, которое находится рядом с мысом Опук. Вода там настолько розовая, как вот лепестки роз. Причем она из таких мелких рачков такая.
Иерей Дмитрий
— Мелкий планктон. Причем интересно, что эта розовая вода, вот если посмотреть сверху, подняться, да, то это вот на фоне такой некой зелени — такой совершенно марсианский ландшафт.
Н. Кузьмичева
— Да, причем там еще такие сиреневые сопки — это очень невероятно, так интересно.
Иерей Дмитрий
— Планктон там, он поднимается, и он вот так начинает красным светом все это отсвечивать. Причем вода очень соленая, как вот на Мертвом море почти.
Н. Кузьмичева
— И цветет озеро обычно где-то июнь месяц. Вот когда более-менее тепло становится, оно начинает цвести. Вот это само по себе очень интересно, удивительно. Потом можно рассказывать, рассказать о том, что в Крыму много водопадов. Опять-таки водопады надо смотреть уже, наверное, к весне, когда начинает сходить снег с гор, тогда вот все эти водопады, они приобретают такой очень красивый...
Иерей Дмитрий
— Полноводность.
Н. Кузьмичева
— Полноводность, да, и когда они действительно очень красивы. Там, например, есть такой водопад Учан-Су. Летом он может быть совсем даже незаметным. А зимой мы были, когда вот это вот большое количество воды, спадающее с очень большой высоты — он 116 метров. Насколько я помню, что Ниагарский — 98, а этот — 116.
Иерей Дмитрий
— Ниагарский, он протяженный, а это как бы вот более узкий.
Н. Кузьмичева
— А этот более узкий и очень высокий. В общем, конечно, вот эта вот вода, падающая сверху...
Иерей Дмитрий
— Мы даже забрались, подошли к водопаду. Потом, значит, решили по этому природному ландшафту обойти, и забрались там, где истоки, вот где он питается вот этими речками горными. Тоже очень интересно. То есть как бы над водопадом еще поднялись там. Вот, конечно, тоже такое незабываемое впечатление.
Н. Кузьмичева
— Совершенно точно. То есть там, когда ходишь по горам, надо все-таки учитывать еще такой момент. Если вдруг вы пошли в горы гулять и пошел дождь, а вам надо обратно, значит, спускаясь, пересечь хоть какой-нибудь ручеек, надо бежать быстро-быстро. Потому что этот ручеек очень быстро...
А. Леонтьева
— Превращается в реку.
Н. Кузьмичева
— Может стать очень широкой рекой.
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Иерей Дмитрий
— Да, как раз когда мы когда со Ставри-Кая спускались, мы как раз попали в дождь. А мы, значит, предусмотрительно взяли с собой эти дождевики, и дождевики мы надели поверх рюкзаков, и мы превратились в таких гномов.
Н. Кузьмичева
— У нас смешные были очень дождевики. Не знаю, кто их придумал, у нас такие были колпаки, которые вот так торчком, значит, вверх эти кончики и еще плюс сзади вот эти рюкзаки. Мы стали похожи...
Иерей Дмитрий
— И там тоже был какой-то водопад, когда мы мимо него шли, он такой был, так сказать, ну так, водопадик, чуть-чуть там что-то лилось. Но когда мы, значит, кресту поклонились, спускались вниз, и как раз началась гроза. Вот эта летняя гроза там, как она вот прямо пошла, очень мощная, сильная, и просто на наших глазах мы увидели, как вот потоки воды, сколько тонн воды идет, кубометров с гор, и как это вот разливаться начинает.
Н. Кузьмичева
— Это был уже мощный поток такой, что мы поняли, что еще немножко, и он просто захлестнет мостик, по которому надо было вот...
Иерей Дмитрий
— Да, и мы, так сказать, спустились с этой тропы очень-очень быстро.
А. Леонтьева
— Неуправляемая стихия.
Н. Кузьмичева
— Да, а почему мы еще рассказали про свой вот этот внешний вид. Там была молодежь, которая нас увидела, и начали прямо в открытую смеяться. Наверное, мы были такие смешные. А отец Дмитрий, мимо проходя, говорит: смейтесь, смейтесь, сейчас вы за нами бежать бегом будете. Потом смотрим, они, правда, бегут сзади, уже без смеха. В общем, это, конечно, тоже запоминается. Вообще очень хорошо, когда где-либо ты путешествуешь, потом сесть и обязательно это обсудить, обсудить и обязательно это запомнить. Именно вот с хорошей точки зрения такое вот прямо проговорить. А мы любим потом еще сесть там, чай налить и проговорить: вот мы сегодня были, а вот здорово, что то-то, то-то и то-то.
Иерей Дмитрий
— Самое интересное, вот мы в прошлой передаче касались нашей такой именно паломнической поездки, вот этой недельной, где мы побывали и в Херсонесе на 9 мая и так далее. А сейчас, значит, после нашей поездки там вот эти же люди, которые с нами участвовали, они сейчас там в Крыму отдыхают. И они тоже заразились вот этой вот всей историей, в хорошем смысле этого слова.
А. Леонтьева
— Паломничество.
Иерей Дмитрий
— Да, и они сейчас в нашу группу выкладывают места, в которых не были мы даже. Вот они что-то нашли...
Н. Кузьмичева
— Они пошли, например, в селе Генеральском нашли там...
Иерей Дмитрий
— Около Алушты.
Н. Кузьмичева
— Источник, да, Андрея Первозванного в горах. И они его так снимали с удовольствием.
Иерей Дмитрий
— То есть остатки монастыря. А там, значит, супруги Шуваниковы, значит, у них получается, что муж режиссер, оператор, и он это снимает уже не так, как мы даже снимаем — ну сняли фотографии, видео. А он прямо там с комментариями, с какими-то там такими подъездами, наездами, с какими-то планами — очень интересно. Они такие радостные, счастливые были, что вот на самом деле вот это как бы паломничество и семейная история, они очень связаны. Вот когда муж и жена, вот они, так сказать, вот супруги, они прикасаются вот к христианским святыням. И мы думаем, вот Андрей Первозванный там есть, источник там бьет, причем там в двух местах там перепады такие, какие-то остатки монастыря древнего. Вот это в лесу, то есть это надо еще... Но они молодцы тем, что мы-то любим по этим местам ходить зимой. А там ребята пошли, это когда сейчас вот жара такая страшная стоит. Потому что, когда жарко в Крыму, сложно путешествовать, сложно лазить где-то. А вот мы с матушкой любим, конечно, это когда осень, там октябрь, вот такое время.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, матушка Ника. У микрофона Анна Леонтьева. Путешествуем вместе. Можно такую сделать постоянную программу «Путешествуем вместе», потому что очень интересно рассказывать, действительно, о впечатлениях от путешествий по нашей стране. Мы вернемся к вам ровно через минуту.
А. Леонтьева
— Продолжается «Семейный час» на Радио ВЕРА. У микрофона Анна Леонтьева. С нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, матушка Ника. Путешествуем пока еще по Крыму. В первой части программы мы продолжили нашу экскурсию, паломническую такую экскурсию по Крыму, по его красотам, по его святыням. И хотела спросить у вас, еще что-то какие-то есть места, о которых вы хотели бы рассказать?
Н. Кузьмичева
— Крым вообще такое неисчерпаемое место, где можно путешествовать. Очень интересно, вот кто путешествует с детьми, побывать в пещерах Крыма. Это такое отдельное удивительное путешествие. Например, есть такая Мраморная пещера, там выход мрамора идет прямо внутри на стенах, из-за этого она вся сверкает, она очень красиво подсвечена. И ты попадаешь туда как в какую-то удивительную декорацию, только огромных размеров. Там залы, которые равны стадионам, и там удивительная акустика.
А. Леонтьева
— Ничего себе. А где это?
Н. Кузьмичева
— Это рядом с Симферополем. Можно прямо набрать по навигатору. Там Мраморная пещера, там дальше пещера есть, где лежат кости мамонта — Эмине-Баир-Хосар пещера — то есть это все можно прямо по навигатору набрать и туда подъехать. И, конечно, надо ехать пораньше утром, потому что там само путешествие долгое в пещерах, и чтобы засветло опять-таки спуститься с горы на машине и уже спокойно ехать домой. Но вот сама пещера, еще раз скажу, что сами вот эти вот сталактиты, сталагмиты, вот это все светящееся, такое сверкающее великолепие вот этих вот кристаллов, которые вокруг. Они еще есть там, такое вот подземное как озеро. Оно очень спокойное, видно, что пещера никогда не наполняется водой, то есть оно в каком-то определенном таком равновесии находится. И там интересно было, что мы были тогда вместе с нашими детьми, с подростками, и в одной из пещер мы просто по разговору поняли, что там очень хорошая акустика. А у нас дочь, она сейчас уже хором регентует, а тогда просто она пела, и мы попросили ее спеть «Богородице Дево, радуйся». И вот в этой пещере, конечно же, с потрясающей акустикой, вот это вот как раз «Богородице Дево, радуйся» звучало очень просто как вот даже, не знаю, в каком-нибудь концертном зале не так слышалось, как вот там. И потом мы узнали, что мы такие не одни, что там сделан даже такой небольшой подиум для оркестра. То есть там есть моменты летом, вернее, они проходят в начале лета и в конце, когда там, в этих пещерах, выступают оркестры симфонические.
А. Леонтьева
— Какие же огромные пещеры должны быть?
Н. Кузьмичева
— Там, еще раз говорю, что там пещеры огромные, они как стадионы, то есть это все под землей.
Иерей Дмитрий
— Причем не все пещеры Крыма еще открыты, не все залы, да, потому что спелеологи изучают это. Не везде можно, так сказать, открыть для людей. Вот интересно, вот эти пещеры, о которых матушка сказала, значит, Мраморная, там еще Красная пещера есть.
А. Леонтьева
— А Красная из чего, простите?
Н. Кузьмичева
— Красная порода скал.
Иерей Дмитрий
— Порода, да, там, и такой как бы красноватый оттенок. И, кстати, вот в этой пещере есть горная река, она как бы так спит, но, когда идут дожди, она может наполниться очень быстро. Там даже метки такие.
Н. Кузьмичева
— Нет, ну мне эта Красная вот не так понравилась.
Иерей Дмитрий
— Вот матушке она не очень нравится. Еще одна пещера была обнаружена, это целый комплекс пещер при строительстве Тавриды, который идет до Симферополя, от моста. И интересно, как обнаружили. Когда делали вот эти вот набивные сваи для трассы, туда упал бур в какую-то полость и совершенно случайно эта пещера была открыта. Она чем интересна, что в ней постоянно одна и та же температура — 14 градусов.
Н. Кузьмичева
— 14 градусов.
Иерей Дмитрий
— То есть независимо...
А. Леонтьева
— От того, что снаружи. Да, невероятно.
Иерей Дмитрий
— И там сейчас сделан целый комплекс, так сказать, где можно посетить вот это все место. Тоже там нашли остатки допотопных доисторических животных, вот там кости всякие.
Н. Кузьмичева
— Причем там было видно, так интересно, что вот в эту пещеру животные сходились от чего-то. Потому что там и саблезубые тигры, и какие-то остатки больших ящеров и, в общем, чего там только нет. И вот, спрашивается, зачем все эти животные шли куда-то в одно и то же место, и там все они получились погребенными. Но вот у нас как бы возникло такое объяснение с отцом Дмитрием, что если взять вот этот вот потоп, да, то вода-то шла снизу и лила страшно сверху. И там, получается, вот это тоже большая очень пещера, где все вот эти вот остатки животных. Да, видно, животные туда уходили от воды, которая шла снизу, и прятались от воды, которая сверху, и, скорее всего, там были все вместе погребены. Потому что там очень много было как раз это ее и отметили, как самый огромный могильник вот этих вот доисторических животных, которые были собраны в одном месте.
А. Леонтьева
— Поразительно.
Иерей Дмитрий
— И это все, в принципе, вот как раз находится в районе Симферополя. Первая пещера — это в сторону Ялты, остальные — это то, что вот мы едем от моста Крымского.
Н. Кузьмичева
— Но они все, их найти можно.
Иерей Дмитрий
— Да, они, в принципе, все в такой относительно удобной зоне доступности, то есть там не надо куда-то там прямо...
А. Леонтьева
— Карабкаться.
Иерей Дмитрий
— Ну да, карабкаться, то есть везде есть подъезды к ним. Но тем не менее, в общем, это такое очень увлекательное путешествие, познавательное, особенно, кстати, для детей, и детям это очень нравится.
Н. Кузьмичева
— Ну да. Еще могу, знаете, такую дать, вот то, что мы рассказали про вот эту пещеру +14, она такая одна. Вообще в пещерах где-то средняя температура +4, и даже если на улице +30, там все равно будет +4.
А. Леонтьева
— Как в холодильнике.
Иерей Дмитрий
— В этой пещере какая-то вот именно особая атмосфера, то есть климат именно такой. То ли это связано, не знаю, с разными там, так сказать, такими моментами, уже связано с горами, то есть какая-то своя физика там.
Н. Кузьмичева
— А есть еще пещера, вот тоже мы там были, где опять-таки там остались кости лежать, мамонтенка, тигра саблезубого остались кости лежать. И там тоже можно пройти, просто посмотреть на это, посмотреть на самом деле на вот эти вот колоссальные залы. Колоссальные, знаете, такие, мы когда смотрим какие-нибудь художественные фильмы, сказки, например, а здесь ты попадаешь в это, и ты идешь, только вот удивляешься, открыв рот, на самом деле насколько удивительный вот этот вот мир бывает такой. А в Крыму это все вот в одном месте находится.
Иерей Дмитрий
— Конечно, да, удивляешься вообще величию Божию. Потому что, если познавать Творца через видимую природу, конечно, восхищаешься.
А. Леонтьева
— Это огромный источник вообще укрепления веры. Невероятные красоты.
Иерей Дмитрий
— На самом деле да. Потому что да, вот ты прекрасно понимаешь, что вот человек это создать не может. Вот так, да, это нерукотворенные, так сказать, памятники — ну не памятники, памятником тоже сложно назвать, потому что все-таки это все живо как-то, да. Конечно, что это может только вот благодать Божия, творческое слово Создателя все это, так сказать, создать из ничего, как в Писании сказано.
Н. Кузьмичева
— Да про Крым можно рассказывать очень много, и мы именно что любим туда ездить. И каждый раз у нас, когда мы туда едем, мы заранее проговариваем с отцом Дмитрием, куда мы хотели бы попасть, куда мы хотели бы съездить, где бы мы хотели именно погулять, посмотреть — новые маршруты, новые какие-то места, куда потом прийти вместе с нашими, вот мы собираем потом такую паломническую группу, куда входят в основном семейные люди. Вот у нас «Семейный час», да, мы вот потом тоже семьями туда едем. И уже все вместе тоже можем еще раз как бы это все увидеть, повосхищаться, помолиться Богу. Потом вместе вечером сесть, обсудить, все вместе помолиться там, поблагодарить Бога за то, что мы были в таких красивых местах. Вообще для укрепления семьи это очень и очень важно.
А. Леонтьева
— Да, кстати, наверное, радиослушателям напомню, что в архивах радио можно послушать беседу нашу с отцом Дмитрием и матушкой Никой о том, как вообще укрепляется семья в паломнических этих поездках, какие особенности есть, чего опасаться, к чему быть готовым и так далее. То есть подробно вы рассказали нам о таких удивительных своих путешествиях.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Ну что ж, если мы закончили наш рассказ про Крым... или нет?
Н. Кузьмичева
— Можно, да, поговорить еще, у нас же огромная необъятная родина, где тоже можно много что увидеть. Главное — было бы желание просто увидеть и опять-таки поблагодарить за это Бога.
А. Леонтьева
— Матушка с батюшкой сегодня хотели рассказать еще об одном открытии. Расскажите, пожалуйста.
Н. Кузьмичева
— Это, наверное, как раз мы недавно тоже путешествовали, были всем нашим приходом в Оптиной пустыни — монастырь известный, такой намоленный. И знаете, как такая большая звезда, которая хорошо светит, люди стремятся именно туда, и не всегда успевают попасть в какие-то более маленькие монастыри,
А. Леонтьева
— Вокруг Оптиной.
Н. Кузьмичева
— Которые находятся рядышком, да. Какие-то более известные на слуху, а какие-то, вот мы для себя открыли, например, Успенский женский монастырь в селе Гремячево. Мы были удивлены так как-то, насколько красивое место. То есть там я, знаете, увидела, что монастырь, он сам небольшой, очень ухоженный. Там достаточно такие храмы старинные, они восстановлены, то есть монастырь сам по себе он красивый и уютный монастырь.
Иерей Дмитрий
— Колокольня высокая.
Н. Кузьмичева
— Но нас поразили там два источника. Село Гремячево называется не просто так, там источники, которые таким напором бьют из земли. А главное опять-таки находится все это на очень такой возвышенности над рекой Ока. Ну то есть мы туда шли просто посмотреть это место. Посмотрели, в монастырь зашли, помолились. И были очень удивлены, когда попали вот... Нам просто сказали, говорят: сходите на купальню. Ну да, вот есть купальня, сходите. Вот когда мы пошли, там сама купальня, она в таком стиле Кижей, но в каком же красивейшем месте она находится. Когда ты смотришь с горы, смотришь на такие долгие просторы, красота, вот эта вот зелень, там деревья, река, вся эта зелень такая пышная, яркая...
Иерей Дмитрий
— Хочется вот так сказать: «Господи, помилуй!» Хочется воскликнуть: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе Боже!»
Н. Кузьмичева
— Да, слава Тебе, Господи.
Иерей Дмитрий
— Как бы сердце замирает и, в общем, никаких слов больше не надо. А еще интересно, мы там практически одни оказались, потому что это рабочий день был. А у нас рядом стоял, так сказать, наш приходской лагерь, семейно-детский, родительско-детский в селе Корекозево. И мы решили отъехать, посмотреть еще как раз достопримечательности, чтобы потом рассказать, чтобы родителей вывезти. И как раз вот заехали в Свято-Успенский Гремячев монастырь. Интересно, что, оказывается, он до революции и вот этих всех потрясений, он имел статус мужского монастыря. И разные там у него были истории. Вот как матушка сказала, что удивительно, вот этот источник, причем там два источника — Георгия Победоносца, до которого мы дошли, а там еще Казанский источник, мы до него уже не пошли, потому что...
Н. Кузьмичева
— Гроза началась.
Иерей Дмитрий
— Гроза началась, и мы были в таких, в летних там, не в сапогах, и просто мокрая трава, уже не стали идти. Но что самое интересное, там источник, если, знаете, с чем сравнить — вот открыли такую трубу, брандспойт, из него вот, из горы, бьет вот, не знаю, поток воды такой мощный.
А. Леонтьева
— Это тающие воды, да?
Н. Кузьмичева
— Нет-нет, это именно источник, ключ из-под земли.
Иерей Дмитрий
— Вот сейчас мы были.
Н. Кузьмичева
— И мы, конечно, для себя так сделали такую галочку, что обязательно дойти до второго источника, обязательно побывать там еще раз, обязательно туда съездить с нашими прихожанами, с детским лагерем. Вот если у нас получится, мы прямо для себя так: если живы будем, мы сюда обязательно вернемся.
Иерей Дмитрий
— Да, и мы сейчас, кстати, для себя тоже так отметили, мы по Калужской земле, так сказать, часто ездим, в силу того что мы вот город Юхнов посещаем, до могилы нашей матушки Амвросии.
А. Леонтьева
— Матушки Амвросии. Тоже слушайте нашу программу.
Иерей Дмитрий
— О которой мы делали передачу. И, оказывается, ты начинаешь осознавать, что свои окрестные земли, в районе 200−300 километров от Москвы, ты, в общем-то, не знаешь, какие там и святыни, какие храмы находятся. Но, понятно, на слуху там, как матушка сказала, там Оптина пустынь, так сказать, Тихонова пустынь — это в Калужской губернии. А сколько таких маленьких монастырей, монастырьков, маленьких храмов, которые там восстанавливаются. Вот мы сейчас хотим такой проект запустить в Телеграм-канале, вот такие вот именно...
Н. Кузьмичева
— Да, у нас есть такая идея: «Храмы России» сделать.
Иерей Дмитрий
— Вот подъезжаешь к храму, да, и как бы вот делаешь такой у них небольшой репортаж для, так сказать, вот по крайней мере сперва своим там хотя бы показать. Потому что кажется, что много что восстановлено, тысячи храмов, но на самом-то деле это все равно мимо пробегает. Потому что в этой суете, это специально тут мы решили так вот: едем, заезжаем, вот просто подъезжаем к храму или там к монастырю. Вот, например, также в том же Корекозево — это недалеко от Свято-Успенского Гремячьего монастыря, вот Корекозево, где был лагерь, там, значит, восстанавливается Свято-Троицкий Лютиков монастырь.
А. Леонтьева
— Лютиков.
Иерей Дмитрий
— Лютиков, да, монастырь.
А. Леонтьева
— А почему он так называется?
Иерей Дмитрий
— Вот историю не успели, так сказать, я о нем стал, решил репортаж, оказывается, есть там в интернет-пространстве, посмотреть, но не успел до конца. Тоже интересно. Ну вот, а кто вот о таком монастырьке знает?
Н. Кузьмичева
— Но там пока восстановили один храм большой.
Иерей Дмитрий
— Причем в таком в древнем стиле. И чувствуется по тому, что там народу немного, такие подвижники там живут, которые сами все делают, сами восстанавливают.
А. Леонтьева
— Но, кстати, вот эта идея, чтобы заезжать в монастыри, которые не охвачены вниманием вот таким всеобщим...
Н. Кузьмичева
— И храмы.
А. Леонтьева
— Монастыри и храмы, да, и делать о них репортажи, ее может подхватить на самом деле любой человек.
Иерей Дмитрий
— Да в том-то и дело.
А. Леонтьева
— И рассказывать, и привлекать внимание, и будет все больше и больше восстановленных храмов.
Н. Кузьмичева
— А мы вот, например, когда едем в Юхнов, с Минского шоссе съезжаем, мы очень часто проезжали такое место, поворот на храм Архангела Михаила. И вот отец Дмитрий мне все говорит: давай заедем, давай заедем. И вот в какой-то момент мы с ним решили, что мы сегодня обязательно заедем. И мы повернули, заехали, оказался храм как раз вот он...
Иерей Дмитрий
— 1822 года, в имении архитектора Бове, то есть по его проекту построенный. Замечательный храм, в стиле русского такого ампира, классицизма, на берегу...
Н. Кузьмичева
— Реки Таруса.
Иерей Дмитрий
— Реки Таруса. Причем храм уже восстановлен давно.
Н. Кузьмичева
— Красивый тоже очень храм.
Иерей Дмитрий
— Да. И вокруг, знаете, какие-то просторы и тишина. Вот эта вот тишина.
А. Леонтьева
— От которой все так отвыкли.
Иерей Дмитрий
— Да, и это, значит, там мост, кладбище там за мостом. И на самом деле там указатель есть, место, понятно, что оно для многих известное. Там причем это опять же, что хочу сказать, это недалеко, с другой стороны, там село Петрищево, где погибла Зоя Космодемьянская, мученическую кончину она от рук фашистов там приняла. То есть это все как бы все рядом. Ну не знаю, насколько вот мы то ли к этому мы привыкли что ли, я так думаю, как все это мимо да мимо проходит. И мне кажется, что вот надо вот, знаете, вот такие забытые как бы уголки для посещения, для паломничества как-то специально это делать, пропагандировать. Не знаю, вот и для семей особенно это очень важно, для детей и семьи.
А. Леонтьева
— Слушайте, я вообще, когда еду на далекие расстояния на машине по нашей России, то меня поражает каждый раз мысль, насколько я богатый человек. Потому что ведь все эти реки, озера, леса очень разные, поля — это же все принадлежит мне. Потому что Господь это создал вот для меня, то есть никто у меня этого не заберет. И это очень такая какая-то пронзительная мысль, когда ты вот путешествуешь, и сколько воды, и сколько деревьев, да, и сколько вот всего совершенно необыкновенного.
Иерей Дмитрий
— Наш один, так сказать, хороший друг, знакомый, сейчас не буду имя называть, он вот побывал в Африке. В какое-то время возвращается сюда, и как раз мы с ним ездили на именины матушки, день рождения матушки Амвросии. И, значит, он говорит: вы это не понимаете, вот вообще, что такое Россия. Вот ты представляешь, Египет — это там 500 там тысяч километров пустыни, песка. А здесь ты вот едешь по России — зелень, воздух, эти самые водоемы. Когда, значит, воздух не выжигается, да, при сорокоградусной жаре, так сказать, вот летом, и есть чем дышать. И мы, говорит, оказывается, это не ценим. Мы перестаем это ценить, и мы вечно недовольны.
А. Леонтьева
— Надо иногда в Африку заглядывать.
Иерей Дмитрий
— Да, надо иногда вот в такие там. Нет, и в Африке есть, конечно, красивые места. Но тем не менее, что просто вот сама по себе Россия — это какая-то необъятная история.
Н. Кузьмичева
— Да, страна, в которой никогда не заходит солнце. Я вот люблю это повторять, на самом деле это удивительно. А потом еще — я не помню, кто же из отцов это сказал, что кроткие наследуют землю. Вот представляете, нам от наших предков досталась такая огромная территория. Воистину, наверное, кроткий народ на ней живет. Но нам бы побольше ценить бы вот именно то, что нам досталось в наследство.
Иерей Дмитрий
— И ты прекрасно понимаешь, что за всю жизнь вообще все это объехать невозможно. Я не говорю обойти, объехать нельзя. Потому что нужно, да, конечно, у многих время это самое, вот мы там, например, Крыма коснулись, мы его только коснулись, вот поговорили о нем. А что вообще, подумаешь: хорошо, Крым. Ну опять же это место сейчас очень на слуху у всех. А вот что у тебя рядом-то с домом делается. Вот в соседней деревне могут, например, монастырь быть, храм, который ты просто никогда не знал, не заезжал, еще, может быть, и не заедешь. То есть нужно специально ехать, смотреть.
Н. Кузьмичева
— А мы, кстати, с отцом Дмитрием очень любим и Север. И мы можем рассказывать тоже с упоением, как мы были на Валааме. А мы там были несколько раз. И это тоже очень удивительно, запоминается очень хорошо. И это очень красивое место.
А. Леонтьева
— Ну что же, тогда этот будет разговор с продолжением. Я понимаю, что следующая серия будет про Север. Спасибо вам огромное за эту невероятную экскурсию, такое путешествие, которое я вместе с вами пережила, увидела вот эти все красоты Божиего мира. И надеюсь, что кому-то это поможет найти какие-то маршруты для того, чтобы и помолиться, и восхититься, и вообще почувствовать себя богатым, счастливым человеком, богатой счастливой семьей, которая может все это увидеть.
Н. Кузьмичева
— Главное — поблагодарить Бога.
Иерей Дмитрий
— И оказывается, что не только мы как семья богата. Вообще все семьи, которые, я думаю, к этому, так сказать, прикоснутся, они обогатят на сто процентов свой досуг. Именно касается православных христиан, всем советую в первую очередь.
А. Леонтьева
— Спасибо огромное. Напомню, что сегодня с нами и с вами путешествовали священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, Матушка Ника. У микрофона была Анна Леонтьева.
Иерей Дмитрий
— Спасибо.
Н. Кузьмичева
— До свидания.
А. Леонтьева
— Всего доброго.
Все выпуски программы Семейный час
«Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел об удивительной судьбе вице-адмирала Михаила Павловича Саблина, прошедшего несколько войн и ставшего в определенный момент командующим Черноморским флотом, о том, как он неоднократно спасал корабли Черноморского флота и о том, как благодаря именно его стараниям в 1920-м году удалось эвакуировать из Крыма около 150-ти тысяч человек.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
- «Крещение марийцев». Дмитрий Трапезников
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











